Об ответственности за утилизацию упаковки.
Охрана труда
Даны разъяснения, на ком лежит ответственность за утилизацию упаковки, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации или ввезенной на ее территорию в 2022 и 2023 годах
В письме Минприроды России от 05.03.2024г. № 25-50/3691-ОГ «О рассмотрении обращения» сообщается, что в Федеральный закон от 04.08.2023г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 451-ФЗ) внесены изменения Федеральным законом от 25.12.2023г. № 622-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с указанными изменениями производители и импортеры товаров, в том числе товаров в упаковке, должны:
- представлять отчетность о выполнении нормативов утилизации, рассчитывать сумму экологического сбора и оплачивать экологический сбор в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января по 31 декабря 2022 года, до 15 апреля 2024 года;- представлять декларацию о количестве выпущенных с 1 января по 31 декабря 2023 года в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки до 15 апреля 2024 года;
- представлять отчетность о выполнении нормативов утилизации, рассчитывать сумму экологического сбора и оплачивать экологический сбор в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января по 31 декабря 2023 года, до 15 апреля 2025 года.
При этом в соответствии с пунктом 16 статьи 7 Закона № 451-ФЗ учет и контроль выполнения нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора в случае невыполнения самостоятельной утилизации в отношении таких товаров, упаковки осуществляются Росприроднадзором в соответствии со статьями 24.2 и 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции, действовавшей до 1 января 2024 года, и с принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Таким образом, ответственность за утилизацию упаковки, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации или ввезенной на территорию Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, лежит на производителе товаров, импортере товаров в такой упаковке.
Производители и импортеры товаров имеют право на основании договора поручить обеспечивать выполнение нормативов утилизации российскому экологическому оператору или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (далее – ассоциация). Такое обязательство выполняет российский экологический оператор или ассоциация путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров. В этом случае российский экологический оператор или ассоциация представляет от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации.
При этом к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему утилизацию отходов от использования товаров, не предъявляется требование о включении в реестр утилизаторов, а к результату утилизации не применяются положения постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2023г. № 2394 «Об утверждении перечня видов отходов от использования товаров, видов полученного из таких отходов вторичного сырья, при утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, упаковки, <…>».
Акты утилизации отходов от использования товаров должны быть оформлены в соответствии с требованиями приказа Росприроднадзора от 15.02.2022 № 90 «Об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров».
Позиция Минприроды России не является официальным разъяснением обязательных требований в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 31.07.2020г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях», поскольку в соответствии с указанной нормой федеральные органы исполнительной власти дают официальные разъяснения обязательных требований в отношении принятых ими нормативных правовых актов. При этом Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не являются нормативными правовыми актами, принятыми Минприроды России.