Два главных закона контрольно - надзорной деятельности (КНД)

Ростехнадзор

Правительство сформировало базу для реформы КНД

Два главных законопроекта реформы контрольно - надзорной деятельности (КНД) - «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», который определяет, что проверять и «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» - как это делать - одобрены 28 ноября 2019г. Правительством РФ для внесения в Госдуму.

   В Госдуме - ко второму чтению, документы планируется дополнить особенными частями, определяющими сферы контроля и надзора. Ожидалось, что внесение в Госдуму произойдет еще сентябре - октябре, однако процесс согласований документов несколько затянулся.

    Первый вице-премьер Антон Силуанов предложил подумать и о том, кто будет проводить проверки.

Одна из главных задач реформы - полностью пересмотреть предъявляемые к бизнесу обязательные требования (отсечь устаревшие, исключить дублирующие и актуализировать их), ревизия должна завершиться к 2021 году. В России на федеральном уровне действует более 220 видов госконтроля, на региональном - еще почти 50, на муниципальном - 16 видов. 21 орган власти осуществляет нормативно-правовое регулирование, 33 органа власти наделены полномочиями для проведения контрольно-надзорных мероприятий.

В общей сложности насчитывается около 2 млн обязательных норм и правил. Вся эта система из года в год подвергалась критике со стороны предпринимательского сообщества как мешавшая нормальной деятельности. В конце концов власть услышала бизнес - премьер-министр Дмитрий Медведев предложил подойди к вопросу кардинально - методом «регуляторной гильотины» раз и навсегда избавить экономику от избыточных требований с 2021 года. Первыми под нож попадут многие акты советского периода, их действие поручено прекратить уже с 1 января 2020 года.                  

«По сути, речь идет о системном регулировании контрольно-надзорной деятельности (КНД), которое позволит сделать эту сферу более современной, более прозрачной, более эффективной, поможет уменьшить административную нагрузку на предпринимателей и на других лиц, которые являются объектом проверок», - заявил Медведев.

Власти спешат с реформой, поскольку ведомства при актуализации своих требований должны ориентироваться на эти законы. Сферы деятельности, нуждающиеся в снижении избыточных требований в первую очередь, будут выбирать 2 декабря. Минэкономики представит предложения премьеру Дмитрию Медведеву.

Первый, «материальный» законопроект - об обязательных требованиях - за время доработки изменился довольно существенно. Но принципы установления таких требований остались прежними: исполнимость, обоснованность, предсказуемость. В свою очередь требования должны быть законными и обоснованными. Они могут вводиться только для предотвращения вреда, не должны дублироваться и пересекаться по своему предмету и содержанию.

Основной формой взаимодействия между контролерами и бизнесом станет электронный обмен данными. Будет создан единый информационный ресурс, куда в режиме онлайн станет поступать информация о действиях контрольно-надзорных органов. Применение удаленного мониторинга деятельности бизнеса может быть расширено.

Законопроект направлен на создание более четкой и более компактной системы обязательных требований. «Эти требования необходимы с точки зрения предотвращения рисков для жизни, здоровья, - не отрицает премьер их необходимость. - При этом эти требования должны быть понятными». Главная задача заключается не в том, чтобы отменить старое регулирование, а в создании нового в тех случаях, когда оно необходимо, подчеркнул он. «Цель всей этой работы не в том, чтобы отказаться от нормативного регулирования, а просто в том, чтобы оно было более современным и чтобы не обременяло бизнес и граждан», - указал Медведев. Он обратил внимание еще на один важный аспект реформы - социальный. Правительство сохранит все социальные права и льготы граждан. «Наша «гильотина» не должна превратиться в оружие, которое отсечет документы, важные для граждан, создающие права, преимущества, льготы, даже если эти льготы приняты при царе Горохе. Все это должно либо сохраниться, либо перекочевать в новейшее законодательство», - заметил премьер.

Законопроект определяет общие условия и принципы установления обязательных требований, уточняет полномочия органов государственной власти, предусматривает механизмы, которые будут блокировать принятие необоснованных и избыточных норм и правил. «В том числе жестко регламентируя порядок разработки и вступления в силу нормативных актов, которые содержат обязательные требования», - добавил глава правительства.

Порядок вступления в силу актов, содержащих обязательные требования, изменился: сроки вступления их в силу - либо с 1 марта, либо с 1 сентября, но не ранее чем через три месяца со дня опубликования (в предыдущей версии - 1 января или 1 июля и не ранее полугода).

Смягчен и подход к мониторингу обязательных требований: ранее говорилось об их актуализации не реже чем в пять лет, теперь законопроект устанавливает лишь необходимость проведения оценки воздействия норм как минимум каждые пять лет.

Второй, «процессуальный» законопроект о госконтроле устанавливает порядок контрольно -надзорного производства, базовые понятия и принципы государственного и муниципального контроля, закрепляет права и обязанности участников КНД, определяет полномочия всех уровней власти.

«Главными приоритетами в работе контролирующих органов должны стать защита жизни и здоровья людей, соблюдение их прав и законных интересов», - рассказал его основные положения премьер-министр. Все предприятия будут разделены по категориям реального риска в зависимости от тяжести возможных негативных последствий.

Будет введено понятие «контрольно - надзорное производство». Оно предполагает единую процедуру проверок, чтобы в каждом ведомстве не писали свои правила и сроки. «Нужно это все упорядочить, зафиксировать исчерпывающий перечень оснований и поводов для открытия такого производства, регламентировать процедуры и действия», - заявил премьер-министр.

Оптимизируется перечень контрольных мероприятий. «Там, где производство не связано с прямой опасностью для здоровья, вместо масштабной выездной проверки можно провести мониторинговую закупку или выборочный контроль», - привел пример Медведев.

В рамках проверки, контроля каждый шаг инспектора должен иметь процессуальное обоснование. Основная идея - переход от карательного к профилактическому подходу (в частности, за счет риск-ориентированного подхода). В зависимости от степени риска (категории) зависит насколько пристальным будет внимание к ним со стороны инспекторов.

Этот документ изменился меньше: по сравнению с прежней версией он предусматривает более широкий перечень изъятий (например, не распространяется на сферы иностранных инвестиций, контроля за оборотом оружия и детективной деятельности).

Включены в него также положения о проверочных листах (список вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или нарушении наиболее значимых требований), которые должны применяться инспекторами и могут использоваться бизнесом для самообследования.

Минэкономики также предстоит решить вопрос участия Банка России в реформе. Как отметила вчера глава ЦБ Эльвира Набиуллина, в первоначальной редакции проектов для регулятора были установлены изъятия, то есть они не распространялись на ЦБ. «Но почему-то в этой редакции это исчезло»,- посетовала глава Банка России. Она пояснила, что при таком варианте возникает коллизия с законом о ЦБ: законопроект об обязательных требованиях предполагает, что один орган не может совмещать функции регулирования и надзора, но Банк России таким правом обладает. В качестве компромисса вчера предлагалось перенести положения, касающиеся ЦБ, в закон, регулирующий его деятельность, и там указать, как Банк России будет применять «регуляторную гильотину» в своей сфере.

Минэкономики 18 ноября представил перечень сфер деятельности, которым снижение избыточных требований необходимо в первую очередь, они и должны стать пилотными отраслями. 2 декабря премьер проведет совещание по этому вопросу.

Одним из первых под «регуляторную гильотину» попадет ресторанный и гостиничный бизнес, заявил Константин Чуйченко. «Я хотел бы анонсировать то, что 2 декабря Дмитрий Анатольевич Медведев будет проводить совещание, там этот вопрос будет обсуждаться. Минэкономразвития подготовило позицию, что к таким сферам относится ресторанный и гостиничный бизнес», - сообщил он.

Впрочем, ведомства, не дожидаясь принятия установочных законопроектов, уже начали активную деятельность по актуализации обязательных требований в своих сферах. За последние месяцы опубликовано немало подобных проектов, их довольно трудно оценить на соответствие законопроектам об обязательных требованиях и госконтроле, которые продолжают дорабатываться. «Мы поэтому и поторопились вносить законы, чтобы ведомства при осуществлении этой большой работы ориентировались на них»,-прокомментировал вчера подобные инициативы вице-премьер, глава аппарата правительства Константин Чуйченко.Новости

В правительстве рассматривают возможность расширения реформы КНД за счет возвращения к идее оптимизации структуры контрольных и надзорных ведомств. Напомнил об этом вчера первый вице-премьер - министр финансов Антон Силуанов: Подобная идея обсуждалась еще в ходе предыдущего этапа реформы КНД в 2015-2016 годах, когда ее курировал экс-министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов. Тогда на повестке стояло, в частности, объединение Россельхознадзора с Роспотребнадзором. Антон Силуанов предложил сократить число надзорных органов. «Может быть, нам одновременно с «регуляторной гильотиной» посмотреть еще раз на предмет сокращения их количества, - заметил он. - Это как раз вписывается в решения, которые мы приняли по оптимизации и численности государственных служащих. Да и вообще количество надзоров, мне кажется, можно было бы посмотреть». Глава правительства заметил, что для бизнеса важно не количество контролеров, а запросов, на которые надо отвечать. «Если из одного органа - это одно, а если из двух - это уже другое. Поэтому, конечно, общее как бы такое соединение в ряде случаев надзорных функций там, где это разумно, где это возможно, наверное, можно сделать, - заметил Медведев. - Давайте посмотрим, чего куда присоединить, кого от кого отсоединить».

В правительстве ожидают, что документы в целом могут быть приняты в весеннюю сессию.



Два главных закона контрольно - надзорной деятельности (КНД)

<div> <br> </div> <div> <h1 style="margin:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center; tab-stops:39.2pt;vertical-align:baseline" align="center"><span style="font-size:12.0pt; color:#333333">Правительство сформировало базу для реформы КНД</span></h1> </div> <p> Два главных законопроекта реформы контрольно - надзорной деятельности (КНД) - «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», который определяет, что проверять и «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» - как это делать - одобрены 28 ноября 2019г. Правительством РФ для внесения в Госдуму. </p> <p>    В Госдуме - ко второму чтению, документы планируется дополнить особенными частями, определяющими сферы контроля и надзора. Ожидалось, что внесение в Госдуму произойдет еще сентябре - октябре, однако процесс согласований документов несколько затянулся. </p> <p>     Первый вице-премьер Антон Силуанов предложил подумать и о том, кто будет проводить проверки. </p> <p> </p> <p> Одна из главных задач реформы - полностью пересмотреть предъявляемые к бизнесу обязательные требования (отсечь устаревшие, исключить дублирующие и актуализировать их), ревизия должна завершиться к 2021 году. В России на федеральном уровне действует более 220 видов госконтроля, на региональном - еще почти 50, на муниципальном - 16 видов. 21 орган власти осуществляет нормативно-правовое регулирование, 33 органа власти наделены полномочиями для проведения контрольно-надзорных мероприятий. </p> <p> </p> <p> В общей сложности насчитывается около 2 млн обязательных норм и правил. Вся эта система из года в год подвергалась критике со стороны предпринимательского сообщества как мешавшая нормальной деятельности. В конце концов власть услышала бизнес - премьер-министр Дмитрий Медведев предложил подойди к вопросу кардинально - методом <a href="https://nkprom.ru/search/?q=%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D1%8C+&s=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA&filter=news">«регуляторной гильотины»</a> раз и навсегда избавить экономику от избыточных требований с 2021 года. Первыми под нож попадут многие акты советского периода, их действие поручено прекратить уже с 1 января 2020 года.                   <br> </p> <p> «По сути, речь идет о системном регулировании контрольно-надзорной деятельности (КНД), которое позволит сделать эту сферу более современной, более прозрачной, более эффективной, поможет уменьшить административную нагрузку на предпринимателей и на других лиц, которые являются объектом проверок», - заявил Медведев. </p> <p> </p> <p> Власти спешат с реформой, поскольку ведомства при актуализации своих требований должны ориентироваться на эти законы. Сферы деятельности, нуждающиеся в снижении избыточных требований в первую очередь, будут выбирать 2 декабря. Минэкономики представит предложения премьеру Дмитрию Медведеву. </p> <p> </p> <p> Первый, «материальный» законопроект - об обязательных требованиях - за время доработки изменился довольно существенно. Но принципы установления таких требований остались прежними: исполнимость, обоснованность, предсказуемость. В свою очередь требования должны быть законными и обоснованными. Они могут вводиться только для предотвращения вреда, не должны дублироваться и пересекаться по своему предмету и содержанию. </p> <p> </p> <p> Основной формой взаимодействия между контролерами и бизнесом станет электронный обмен данными. Будет создан единый информационный ресурс, куда в режиме онлайн станет поступать информация о действиях контрольно-надзорных органов. Применение удаленного мониторинга деятельности бизнеса может быть расширено. </p> <p> </p> <p> Законопроект направлен на создание более четкой и более компактной системы обязательных требований. «Эти требования необходимы с точки зрения предотвращения рисков для жизни, здоровья, - не отрицает премьер их необходимость. - При этом эти требования должны быть понятными». Главная задача заключается не в том, чтобы отменить старое регулирование, а в создании нового в тех случаях, когда оно необходимо, подчеркнул он. «Цель всей этой работы не в том, чтобы отказаться от нормативного регулирования, а просто в том, чтобы оно было более современным и чтобы не обременяло бизнес и граждан», - указал Медведев. Он обратил внимание еще на один важный аспект реформы - социальный. Правительство сохранит все социальные права и льготы граждан. «Наша «гильотина» не должна превратиться в оружие, которое отсечет документы, важные для граждан, создающие права, преимущества, льготы, даже если эти льготы приняты при царе Горохе. Все это должно либо сохраниться, либо перекочевать в новейшее законодательство», - заметил премьер. </p> <p> </p> <p> Законопроект определяет общие условия и принципы установления обязательных требований, уточняет полномочия органов государственной власти, предусматривает механизмы, которые будут блокировать принятие необоснованных и избыточных норм и правил. «В том числе жестко регламентируя порядок разработки и вступления в силу нормативных актов, которые содержат обязательные требования», - добавил глава правительства. </p> <p> </p> <p> Порядок вступления в силу актов, содержащих обязательные требования, изменился: сроки вступления их в силу - либо с 1 марта, либо с 1 сентября, но не ранее чем через три месяца со дня опубликования (в предыдущей версии - 1 января или 1 июля и не ранее полугода). </p> <p> </p> <p> Смягчен и подход к мониторингу обязательных требований: ранее говорилось об их актуализации не реже чем в пять лет, теперь законопроект устанавливает лишь необходимость проведения оценки воздействия норм как минимум каждые пять лет. </p> <p> </p> <p> Второй, «процессуальный» законопроект о госконтроле устанавливает порядок контрольно -надзорного производства, базовые понятия и принципы государственного и муниципального контроля, закрепляет права и обязанности участников КНД, определяет полномочия всех уровней власти. </p> <p> «Главными приоритетами в работе контролирующих органов должны стать защита жизни и здоровья людей, соблюдение их прав и законных интересов», - рассказал его основные положения премьер-министр. Все предприятия будут разделены по категориям реального риска в зависимости от тяжести возможных негативных последствий. </p> <p> </p> <p> Будет введено понятие «контрольно - надзорное производство». Оно предполагает единую процедуру проверок, чтобы в каждом ведомстве не писали свои правила и сроки. «Нужно это все упорядочить, зафиксировать исчерпывающий перечень оснований и поводов для открытия такого производства, регламентировать процедуры и действия», - заявил премьер-министр. </p> <p> </p> <p> Оптимизируется перечень контрольных мероприятий. «Там, где производство не связано с прямой опасностью для здоровья, вместо масштабной выездной проверки можно провести мониторинговую закупку или выборочный контроль», - привел пример Медведев. </p> <p> </p> <p> В рамках проверки, контроля каждый шаг инспектора должен иметь процессуальное обоснование. Основная идея - переход от карательного к профилактическому подходу (в частности, за счет риск-ориентированного подхода). В зависимости от степени риска (категории) зависит насколько пристальным будет внимание к ним со стороны инспекторов. </p> <p> </p> <p> Этот документ изменился меньше: по сравнению с прежней версией он предусматривает более широкий перечень изъятий (например, не распространяется на сферы иностранных инвестиций, контроля за оборотом оружия и детективной деятельности). </p> <p> </p> <p> Включены в него также положения о проверочных листах (список вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или нарушении наиболее значимых требований), которые должны применяться инспекторами и могут использоваться бизнесом для самообследования. </p> <p> </p> <p> Минэкономики также предстоит решить вопрос участия Банка России в реформе. Как отметила вчера глава ЦБ Эльвира Набиуллина, в первоначальной редакции проектов для регулятора были установлены изъятия, то есть они не распространялись на ЦБ. «Но почему-то в этой редакции это исчезло»,- посетовала глава Банка России. Она пояснила, что при таком варианте возникает коллизия с законом о ЦБ: законопроект об обязательных требованиях предполагает, что один орган не может совмещать функции регулирования и надзора, но Банк России таким правом обладает. В качестве компромисса вчера предлагалось перенести положения, касающиеся ЦБ, в закон, регулирующий его деятельность, и там указать, как Банк России будет применять «регуляторную гильотину» в своей сфере. </p> <p> </p> <p> Минэкономики 18 ноября представил перечень сфер деятельности, которым снижение избыточных требований необходимо в первую очередь, они и должны стать пилотными отраслями. 2 декабря премьер проведет совещание по этому вопросу. </p> <p> </p> <p> Одним из первых под «регуляторную гильотину» попадет ресторанный и гостиничный бизнес, заявил Константин Чуйченко. «Я хотел бы анонсировать то, что 2 декабря Дмитрий Анатольевич Медведев будет проводить совещание, там этот вопрос будет обсуждаться. Минэкономразвития подготовило позицию, что к таким сферам относится ресторанный и гостиничный бизнес», - сообщил он. </p> <p> </p> <p> Впрочем, ведомства, не дожидаясь принятия установочных законопроектов, уже начали активную деятельность по актуализации обязательных требований в своих сферах. За последние месяцы опубликовано немало подобных проектов, их довольно трудно оценить на соответствие законопроектам об обязательных требованиях и госконтроле, которые продолжают дорабатываться. «Мы поэтому и поторопились вносить законы, чтобы ведомства при осуществлении этой большой работы ориентировались на них»,-прокомментировал вчера подобные инициативы вице-премьер, глава аппарата правительства Константин Чуйченко.Новости </p> <p> </p> <p> В правительстве рассматривают возможность расширения реформы КНД за счет возвращения к идее оптимизации структуры контрольных и надзорных ведомств. Напомнил об этом вчера первый вице-премьер - министр финансов Антон Силуанов: Подобная идея обсуждалась еще в ходе предыдущего этапа реформы КНД в 2015-2016 годах, когда ее курировал экс-министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов. Тогда на повестке стояло, в частности, объединение Россельхознадзора с Роспотребнадзором. Антон Силуанов предложил сократить число надзорных органов. «Может быть, нам одновременно с «регуляторной гильотиной» посмотреть еще раз на предмет сокращения их количества, - заметил он. - Это как раз вписывается в решения, которые мы приняли по оптимизации и численности государственных служащих. Да и вообще количество надзоров, мне кажется, можно было бы посмотреть». Глава правительства заметил, что для бизнеса важно не количество контролеров, а запросов, на которые надо отвечать. «Если из одного органа - это одно, а если из двух - это уже другое. Поэтому, конечно, общее как бы такое соединение в ряде случаев надзорных функций там, где это разумно, где это возможно, наверное, можно сделать, - заметил Медведев. - Давайте посмотрим, чего куда присоединить, кого от кого отсоединить». </p> <p> </p> <p> В правительстве ожидают, что документы в целом могут быть приняты в весеннюю сессию. </p> <h3> </h3> <br> <br>

НКПРОМ
НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92
127410
Россия
Московская область
Москва
Алтуфьевское шоссе, д.43 стр. 2
8 (495) 795-73-92
Поделитесь в сети:

Подписка на новости


Новости по теме:

НКПРОМ
НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92
127410
Россия
Московская область
Москва
Алтуфьевское шоссе, д.43 стр. 2
8 (495) 795-73-92
nkprom@nkprom.ru