Руководитель Ростехнадзора Алексей Алёшин выступил в Совете Федерации

27 июня 2018 года руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному контролю (Ростехнадзор) Алексей Алёшин выступил с докладом «О состоянии промышленной, энергетической, ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации и мерах по повышению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от аварий на производственных объектах» в рамках «Правительственного часа» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В начале своего выступления Алёшин напомнил, что на сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 172 тысячи опасных производственных объектов, около 2 миллионов объектов государственного энергетического надзора, почти 26 тысяч гидротехнических сооружений, более 200 объектов использования атомной энергии, а также около 1500 радиационно - опасных предприятий. «В целом, уровень аварийности и смертельного травматизма на данных объектах имеет устойчивую тенденцию к снижению. За период с 2010 по 2017 гг. показатели аварийности снизились более чем на 40 % (с 368 до 220), а количество смертельных случаев - на 55 % (с 464 до 210)», - подчеркнул глава Службы.

Количество выявляемых нарушений по всем видам надзоров остаётся стабильным и составляет более 800 тысяч ежегодно. В том числе, высоким остается количество случаев административной приостановки деятельности в связи с выявлением грубых нарушений, влекущих непосредственную угрозу жизни и здоровью. «Количество таких приостановок за последние 3 года составило более 6 тысяч. За 2017 год была применена 2 151 приостановка. Фактически, в этих случаях речь идёт о предотвращенных авариях и сохранённых человеческих жизнях», - отметил Алёшин.

В целях недопущения аварий Ростехнадзором совместно с экспертным и бизнес - сообществом ведется интенсивная нормотворческая деятельность. В 2010 году Ростехнадзор был наделен функциями по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Как итог - за истекший период при непосредственном участии Ростехнадзора было принято 37 федеральных законов, 2 указа Президента и 62 акта Правительства России. 505 нормативных правовых актов Службы зарегистрировано Минюстом.

В мае 2018 года Президентом Российской Федерации подписан Указ, утверждающий Основы государственной политики в области промышленной безопасности на период до 2025 года и на дальнейшую перспективу. Аналогичный документ готовится в области ядерной и радиационной безопасности.

«Президент России в Послании Федеральному Собранию поставил задачу в течение двух лет перевести всю систему контроля и надзора на риск - ориентированный подход, - напомнил руководитель Ростехнадзора. - Мы являемся одним из первых контрольно - надзорных органов, деятельность которого регламентируется законодательством с учетом степени риска и масштаба возможных последствий аварий на поднадзорных объектах. В частности, такое регулирование с 2014 года уже применяется в области промышленной безопасности. Риск - ориентированная модель надзора в области промышленной безопасности позволила за 5 лет сократить количество плановых проверок более чем в 4 раза, что дало нам возможность сосредоточить внимание на наиболее сложных и опасных объектах. Статистика подтверждает, что снижение количества плановых проверок происходит без ущерба уровню безопасности».

С начала 2017 года на аналогичную модель «переведен» и надзор в области безопасности гидротехнических сооружений. Подготовлены проекты нормативных актов, предусматривающие применение риск - ориентированных подходов при осуществлении федерального государственного энергетического надзора.

Следующий шаг в повышении эффективности работы Службы, и эта задача также сформулирована в Послании Президента, - реализовать дистанционные методы контроля. «В этих целях по нашей инициативе российскими разработчиками создан не имеющий мировых аналогов программный продукт, который в режиме реального времени позволяет отслеживать и оценивать риски развития аварийных ситуаций на опасных производственных объектах и передавать информацию на пульты не только дежурным на ОПО, но и их собственникам и оперативным дежурным Ростехнадзора», - отметил Алёшин. По его словам, также планируется внедрение системы «Электронный инспектор».

Кроме того, по словам Алёшина, необходимо повысить роль и ответственности владельцев эксплуатирующих организаций за соблюдение ими обязательных требований. «Сегодня вся полнота ответственности в случае гибели людей ложится на эксплуатирующую организацию и ее должностных лиц, а собственники, в свое время не выделившие средств на устранение нарушений, не просто остаются «в стороне» - их зачастую вообще не интересует вопрос состояния безопасности», - отметил руководитель Службы. По его словам, предстоит коренным образом изменить работу служб производственного контроля эксплуатирующих организаций, повысить квалификационные требования к их сотрудникам, ответственность руководителей этих служб, обеспечить независимость от непосредственных руководителей предприятий.

Ростехнадзором будет предложен комплекс мер, направленных на совершенствование нормативно - правового и методического обеспечения экспертизы промышленной безопасности. Цель - повысить уровень независимости экспертов и экспертных организаций от заказчиков экспертизы.

«Выражаю надежду, что наши предложения будут поддержаны Советом Федерации и найдут свое отражение и в соответствующем постановлении, и в дальнейших законодательных инициативах», - закончил свое выступление руководитель Ростехнадзора.

Руководитель Ростехнадзора Алексей Алёшин выступил в Совете Федерации

<p style="text-align: justify;"> 27 июня 2018 года руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному контролю (Ростехнадзор) Алексей Алёшин выступил с докладом «О состоянии промышленной, энергетической, ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации и мерах по повышению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от аварий на производственных объектах» в рамках «Правительственного часа» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.<br> </p> <p style="text-align: justify;"> В начале своего выступления Алёшин напомнил, что на сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 172 тысячи опасных производственных объектов, около 2 миллионов объектов государственного энергетического надзора, почти 26 тысяч гидротехнических сооружений, более 200 объектов использования атомной энергии, а также около 1500 радиационно - опасных предприятий. «В целом, уровень аварийности и смертельного травматизма на данных объектах имеет устойчивую тенденцию к снижению. За период с 2010 по 2017 гг. показатели аварийности снизились более чем на 40 % (с 368 до 220), а количество смертельных случаев - на 55 % (с 464 до 210)», - подчеркнул глава Службы. </p> <p style="text-align: justify;"> Количество выявляемых нарушений по всем видам надзоров остаётся стабильным и составляет более 800 тысяч ежегодно. В том числе, высоким остается количество случаев административной приостановки деятельности в связи с выявлением грубых нарушений, влекущих непосредственную угрозу жизни и здоровью. «Количество таких приостановок за последние 3 года составило более 6 тысяч. За 2017 год была применена 2 151 приостановка. Фактически, в этих случаях речь идёт о предотвращенных авариях и сохранённых человеческих жизнях», - отметил Алёшин. </p> <p style="text-align: justify;"> В целях недопущения аварий Ростехнадзором совместно с экспертным и бизнес - сообществом ведется интенсивная нормотворческая деятельность. В 2010 году Ростехнадзор был наделен функциями по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Как итог - за истекший период при непосредственном участии Ростехнадзора было принято 37 федеральных законов, 2 указа Президента и 62 акта Правительства России. 505 нормативных правовых актов Службы зарегистрировано Минюстом. </p> <p style="text-align: justify;"> В мае 2018 года Президентом Российской Федерации подписан Указ, утверждающий Основы государственной политики в области промышленной безопасности на период до 2025 года и на дальнейшую перспективу. Аналогичный документ готовится в области ядерной и радиационной безопасности. </p> <p style="text-align: justify;"> «Президент России в Послании Федеральному Собранию поставил задачу в течение двух лет перевести всю систему контроля и надзора на риск - ориентированный подход, - напомнил руководитель Ростехнадзора. - Мы являемся одним из первых контрольно - надзорных органов, деятельность которого регламентируется законодательством с учетом степени риска и масштаба возможных последствий аварий на поднадзорных объектах. В частности, такое регулирование с 2014 года уже применяется в области промышленной безопасности. Риск - ориентированная модель надзора в области промышленной безопасности позволила за 5 лет сократить количество плановых проверок более чем в 4 раза, что дало нам возможность сосредоточить внимание на наиболее сложных и опасных объектах. Статистика подтверждает, что снижение количества плановых проверок происходит без ущерба уровню безопасности». </p> <p style="text-align: justify;"> С начала 2017 года на аналогичную модель «переведен» и надзор в области безопасности гидротехнических сооружений. Подготовлены проекты нормативных актов, предусматривающие применение риск - ориентированных подходов при осуществлении федерального государственного энергетического надзора. </p> <p style="text-align: justify;"> Следующий шаг в повышении эффективности работы Службы, и эта задача также сформулирована в Послании Президента, - реализовать дистанционные методы контроля. «В этих целях по нашей инициативе российскими разработчиками создан не имеющий мировых аналогов программный продукт, который в режиме реального времени позволяет отслеживать и оценивать риски развития аварийных ситуаций на опасных производственных объектах и передавать информацию на пульты не только дежурным на ОПО, но и их собственникам и оперативным дежурным Ростехнадзора», - отметил Алёшин. По его словам, также планируется внедрение системы «Электронный инспектор». </p> <p style="text-align: justify;"> Кроме того, по словам Алёшина, необходимо повысить роль и ответственности владельцев эксплуатирующих организаций за соблюдение ими обязательных требований. «Сегодня вся полнота ответственности в случае гибели людей ложится на эксплуатирующую организацию и ее должностных лиц, а собственники, в свое время не выделившие средств на устранение нарушений, не просто остаются «в стороне» - их зачастую вообще не интересует вопрос состояния безопасности», - отметил руководитель Службы. По его словам, предстоит коренным образом изменить работу служб производственного контроля эксплуатирующих организаций, повысить квалификационные требования к их сотрудникам, ответственность руководителей этих служб, обеспечить независимость от непосредственных руководителей предприятий. </p> <p style="text-align: justify;"> Ростехнадзором будет предложен комплекс мер, направленных на совершенствование нормативно - правового и методического обеспечения экспертизы промышленной безопасности. Цель - повысить уровень независимости экспертов и экспертных организаций от заказчиков экспертизы. </p> <p style="text-align: justify;"> «Выражаю надежду, что наши предложения будут поддержаны Советом Федерации и найдут свое отражение и в соответствующем постановлении, и в дальнейших законодательных инициативах», - закончил свое выступление руководитель Ростехнадзора. </p>

НКПРОМ
НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92
127410
Россия
Московская область
Москва
Алтуфьевское шоссе, д.43 стр. 2
8 (495) 795-73-92
Поделитесь в сети:

Подписка на новости

НКПРОМ
НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92
127410
Россия
Московская область
Москва
Алтуфьевское шоссе, д.43 стр. 2
8 (495) 795-73-92
nkprom@nkprom.ru