Ростехнадзор информирует организации, эксплуатирующие трубопроводы пара и горячей воды, тепловые сети


Письмо Ростехнадзора от 25.01.2018 № 09-03-06/582 "О соблюдении требований законодательства"

О соблюдении требований законодательства

Руководителям организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты с трубопроводами пара и горячей воды (в том числе тепловые сети)

Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по результатам анализа обращений организаций и граждан по вопросам эксплуатации опасных производственных объектов (далее - ОПО), в составе которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением - трубопроводы пара и горячей воды с температурой более 115°С (в том числе трубопроводы тепловых сетей), информации о происходящих при этом происшествиях (авариях, инцидентах, несчастных случаях и др.) и результатов технического расследования их причин, а также мониторинга сведений, публикуемых в средствах массовой информации, сообщает.

При эксплуатации ОПО, в составе которых используются трубопроводы пара и горячей воды с температурой более 115°С (в том числе трубопроводы тепловых сетей), несмотря на длительный (более 20 лет) период действия Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ № 116), до настоящего времени имеются отдельные случаи несоблюдения эксплуатирующими ОПО организациями положений статей 2, 7, 9, 12, 13 ФЗ № 116, в числе прочего определяющих необходимость:

  • регистрации ОПО в государственном реестре ОПО;

  • заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

  • эксплуатации ОПО и используемых на нем технических устройств, зданий и сооружений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и технического регулирования, а также требованиями промышленной безопасности, установленными в развитие ФЗ № 116 соответствующими федеральными нормами и правилами;

  • проведения экспертизы промышленной безопасно в случаях, установленных статьями 7, 9, 13 ФЗ № 116, а также федеральными нормами правилами в области промышленной безопасности;

  • участия в техническом расследовании причин аварий и инцидентов на ОПО, в том числе при эксплуатации вышеуказанных трубопроводов, а также направления информации о них в территориальные органы Ростехнадзора.

Как показывает практика, наличие вышеперечисленных нарушений в первую очередь является следствием незнания или неправильного трактования требований законодательных и нормативных правовых актов в области промышленной безопасности в части отнесения в область их действия (идентификации) того или иного производственного объекта и используемого на нем оборудования.

Например, практикуется подмена требований промышленной безопасности требованиями энергетической безопасности в отношении трубопроводов, транспортирующих под избыточным давлением более0,07 МПа горячую воду с температурой более 115°С (что согласно пункту 2 приложения 1 к ФЗ №116 является признаком отнесения объекта, в составе которого они используются, к категории ОПО), при вводе их в эксплуатацию и дальнейшем использовании.

Данный факт подтверждается не выполнением обязательных в этом случае требований ФЗ № 116 и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее - ФНП ОРПД), утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 (зарегистрирован Минюстом России 19.05.2014, рег. № 32326), при эксплуатации опасных производственных объектов, вместо которых применяются требования Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - ПТЭ ТЭУ), утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (зарегистрирован Минюстом России 02.04.2003, рег. № 4358), в нарушение положений пункта 1.4 данного нормативного правового акта, устанавливающего необходимость эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, к которому предъявляются требования промышленной безопасности, в соответствии с требованиями промышленной безопасности.

Также, при вводе в эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, не обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и статьи 7 ФЗ № 116, а также требований раздела IV «Порядок ввода в эксплуатацию, пуска (включения) в работу и учета оборудования» ФНП ОРПД. Вместо этого в отношении оборудования, работающего под избыточным давлением, проводятся мероприятия с применением процедуры, в развитие ПТЭ ТЭУ определенной Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок (далее - Порядок), утвержденным приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 № 212 (зарегистрирован Минюстом России 28.04.2008 № 11597).

Сравнительный анализ состояния промышленной безопасности при эксплуатации ОПО на протяжении последних лет свидетельствует о наличии тенденции к увеличению количества аварий и инцидентов, происходящих при использовании трубопроводов, транспортирующих под давлением более0,07 МПа пар и горячую воду с температурой более 115°С, в том числе трубопроводов в составе тепловых сетей, предназначенных для обеспечения теплоснабжения населения и социально значимых категорий потребителей, приводящих, помимо прекращения подачи тепловой энергий потребителям, к возникновению несчастных случаев, в результате которых травмы и термические ожоги различной степени тяжести получают лица, не связанные с эксплуатацией данного оборудования.

Помимо этого, при повреждении или разрушении используемого в составе ОПО трубопровода горячей воды с температурой более 115°Сэксплуатирующими такие ОПО организациями не обеспечивается выполнение требований статьи 10 ФЗ № 16 и Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480 (далее - Порядок расследования).

Вследствие не соблюдения указанных требований (в том числе по причине отсутствия единообразного понимания у эксплуатирующих организаций критериев идентификации  происшествия с оборудованием на ОПО к аварии или инциденту либо к технологическому нарушению(аварии) в области теплоэнергоснабжения) возникают случаи, когда по факту аварии или инцидента при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, используемого в составе ОПО, эксплуатирующая организация идентифицирует явную аварию в качестве инцидента, либо классифицирует аварию или инцидент на ОПО в качестве технологического нарушения при теплоснабжении. В связи с этим, в нарушение требований Порядка расследования не во всех случаях обеспечивается проведение расследования причин аварий и инцидентов при эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (в том числе трубопроводов тепловых сетей), которое зачастую подменяется либо расследованием причин аварии в электроэнергетике, либо расследованием причин аварийной ситуации при теплоснабжении.

Указанные ошибки приводят к несоблюдению требований промышленной безопасности, изложенных в статьях 9 и 12 ФЗ № 116, а также положений Порядка расследования в части обеспечения своевременного информирования в установленном порядке Ростехнадзора и его территориальных органов об аварии на ОПО, проведения технического расследования причин аварии в соответствии с Порядком расследования и, как следствие, препятствует осуществлению страховых выплат пострадавшим, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Фактически проведение расследования аварии или инцидента, произошедших при применении на ОПО технических устройств(трубопроводов горячей воды), в соответствии с Правилами расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2015 № 1114, является нарушением требований подпункта «б» пункта 1 данных Правил, указывающего на невозможность применения их требований в отношении аварий и инцидентов, расследование причин которых осуществляется в соответствии с законодательством в области промышленной безопасности.

Аналогичное требование определено пунктами 1, 5 Правил расследования причин аварий в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846, согласно которым расследование причин разрушений технических устройств, соответствующих определению аварии, установленному законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности.

Одновременно сообщаем, что технические устройства, применяемые на ОПО (в том числе трубопроводы пара и горячей воды), являются объектами технического регулирования, в отношении которых должно быть обеспечено подтверждение соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и выполнение требований статьи 7 Ф3 № 116.

Анализ результатов осуществления территориальными органами Ростехнадзора контрольно-надзорной деятельности показывает наличие случаев:

В связи с вышеизложенным обращаем Ваше внимание на необходимость неукоснительного соблюдения требований законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации при эксплуатации ОПО, в том числе в части установления причин произошедших аварий и несчастных случаев, а также принятия мер по предотвращению возникновения аварийных ситуаций в дальнейшем.



Начальник Управления государственного строительного надзора М.А.Климова.

Ростехнадзор информирует организации, эксплуатирующие трубопроводы пара и горячей воды, тепловые сети

<h1 align="center"><br> </h1> <h1 align="center"> <a href="http://tke-moscow.ru/uploads/files/20180203-145459.pdf" target="_blank">Письмо Ростехнадзора от 25.01.2018 № 09-03-06/582 "О соблюдении требований законодательства"</a></h1> <p align="center"> О соблюдении требований законодательства </p> <p align="center"> Руководителям организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты с трубопроводами пара и горячей воды (в том числе тепловые сети) </p> <p align="justify"> Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по результатам анализа обращений организаций и граждан по вопросам эксплуатации опасных производственных объектов (далее - ОПО), в составе которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением - трубопроводы пара и горячей воды с температурой более 115°С (в том числе трубопроводы тепловых сетей), информации о происходящих при этом происшествиях (авариях, инцидентах, несчастных случаях и др.) и результатов технического расследования их причин, а также мониторинга сведений, публикуемых в средствах массовой информации, сообщает. </p> <p align="justify"> При эксплуатации ОПО, в составе которых используются трубопроводы пара и горячей воды с температурой более 115°С (в том числе трубопроводы тепловых сетей), несмотря на длительный (более 20 лет) период действия <a href="https://ivprom.ru/lib/39/" target="_blank">Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»</a> (далее - ФЗ № 116), до настоящего времени имеются отдельные случаи несоблюдения эксплуатирующими ОПО организациями положений статей 2, 7, 9, 12, 13 ФЗ № 116, в числе прочего определяющих необходимость: </p> <ul> <li> <p align="justify"> регистрации ОПО в государственном реестре ОПО; </p> </li> <li> <p align="justify"> заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; </p> </li> <li> <p align="justify"> эксплуатации ОПО и используемых на нем технических устройств, зданий и сооружений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и технического регулирования, а также требованиями промышленной безопасности, установленными в развитие ФЗ № 116 соответствующими федеральными нормами и правилами; </p> </li> <li> <p align="justify"> проведения экспертизы промышленной безопасно в случаях, установленных статьями 7, 9, 13 ФЗ № 116, а также федеральными нормами правилами в области промышленной безопасности; </p> </li> <li> <p align="justify"> участия в техническом расследовании причин аварий и инцидентов на ОПО, в том числе при эксплуатации вышеуказанных трубопроводов, а также направления информации о них в территориальные органы Ростехнадзора. </p> </li> </ul> <p align="justify"> Как показывает практика, наличие вышеперечисленных нарушений в первую очередь является следствием незнания или неправильного трактования требований законодательных и нормативных правовых актов в области промышленной безопасности в части отнесения в область их действия (идентификации) того или иного производственного объекта и используемого на нем оборудования. </p> <p align="justify"> Например, практикуется подмена требований промышленной безопасности требованиями энергетической безопасности в отношении трубопроводов, транспортирующих под избыточным давлением более0,07 МПа горячую воду с температурой более 115°С (что согласно пункту 2 приложения 1 к ФЗ №116 является признаком отнесения объекта, в составе которого они используются, к категории ОПО), при вводе их в эксплуатацию и дальнейшем использовании. </p> <p align="justify"> Данный факт подтверждается не выполнением обязательных в этом случае требований ФЗ № 116 и <a href="https://ivprom.ru/lib/90/" target="_blank">Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее - ФНП ОРПД), утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 (зарегистрирован Минюстом России 19.05.2014, рег. № 32326)</a>, при эксплуатации опасных производственных объектов, вместо которых применяются требования <a href="https://ivprom.ru/lib/105/" target="_blank">Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - ПТЭ ТЭУ), утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (зарегистрирован Минюстом России 02.04.2003, рег. № 4358)</a>, в нарушение положений пункта 1.4 данного нормативного правового акта, устанавливающего необходимость эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, к которому предъявляются требования промышленной безопасности, в соответствии с требованиями промышленной безопасности. </p> <p align="justify"> Также, при вводе в эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, не обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и статьи 7 ФЗ № 116, а также требований раздела IV «Порядок ввода в эксплуатацию, пуска (включения) в работу и учета оборудования» ФНП ОРПД. Вместо этого в отношении оборудования, работающего под избыточным давлением, проводятся мероприятия с применением процедуры, в развитие ПТЭ ТЭУ определенной <a href="https://ivprom.ru/lib/98/" target="_blank">Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок (далее - Порядок), утвержденным приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 № 212 (зарегистрирован Минюстом России 28.04.2008 № 11597)</a>. </p> <p align="justify"> Сравнительный анализ состояния промышленной безопасности при эксплуатации ОПО на протяжении последних лет свидетельствует о наличии тенденции к увеличению количества аварий и инцидентов, происходящих при использовании трубопроводов, транспортирующих под давлением более0,07 МПа пар и горячую воду с температурой более 115°С, в том числе трубопроводов в составе тепловых сетей, предназначенных для обеспечения теплоснабжения населения и социально значимых категорий потребителей, приводящих, помимо прекращения подачи тепловой энергий потребителям, к возникновению несчастных случаев, в результате которых травмы и термические ожоги различной степени тяжести получают лица, не связанные с эксплуатацией данного оборудования. </p> <p align="justify"> Помимо этого, при повреждении или разрушении используемого в составе ОПО трубопровода горячей воды с температурой более 115°Сэксплуатирующими такие ОПО организациями не обеспечивается выполнение требований статьи 10 ФЗ № 16 и <a href="https://ivprom.ru/lib/458/" target="_blank">Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480</a> (далее - Порядок расследования). </p> <p align="justify"> Вследствие не соблюдения указанных требований (в том числе по причине отсутствия единообразного понимания у эксплуатирующих организаций критериев идентификации  происшествия с оборудованием на ОПО к аварии или инциденту либо к технологическому нарушению(аварии) в области теплоэнергоснабжения) возникают случаи, когда по факту аварии или инцидента при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, используемого в составе ОПО, эксплуатирующая организация идентифицирует явную аварию в качестве инцидента, либо классифицирует аварию или инцидент на ОПО в качестве технологического нарушения при теплоснабжении. В связи с этим, в нарушение требований Порядка расследования не во всех случаях обеспечивается проведение расследования причин аварий и инцидентов при эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (в том числе трубопроводов тепловых сетей), которое зачастую подменяется либо расследованием причин аварии в электроэнергетике, либо расследованием причин аварийной ситуации при теплоснабжении. </p> <p align="justify"> Указанные ошибки приводят к несоблюдению требований промышленной безопасности, изложенных в статьях 9 и 12 ФЗ № 116, а также положений Порядка расследования в части обеспечения своевременного информирования в установленном порядке Ростехнадзора и его территориальных органов об аварии на ОПО, проведения технического расследования причин аварии в соответствии с Порядком расследования и, как следствие, препятствует осуществлению страховых выплат пострадавшим, предусмотренных <a href="https://ivprom.ru/lib/314/" target="_blank">Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»</a>. </p> <p align="justify"> Фактически проведение расследования аварии или инцидента, произошедших при применении на ОПО технических устройств(трубопроводов горячей воды), в соответствии с <a href="https://ivprom.ru/lib/423/" target="_blank">Правилами расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2015 № 1114</a>, является нарушением требований подпункта «б» пункта 1 данных Правил, указывающего на невозможность применения их требований в отношении аварий и инцидентов, расследование причин которых осуществляется в соответствии с законодательством в области промышленной безопасности. </p> <p align="justify"> Аналогичное требование определено пунктами 1, 5 <a href="https://ivprom.ru/lib/93/" target="_blank">Правил расследования причин аварий в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846</a>, согласно которым расследование причин разрушений технических устройств, соответствующих определению аварии, установленному законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности. </p> <p align="justify"> Одновременно сообщаем, что технические устройства, применяемые на ОПО (в том числе трубопроводы пара и горячей воды), являются объектами технического регулирования, в отношении которых должно быть обеспечено подтверждение соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и выполнение требований статьи 7 Ф3 № 116. </p> <p align="justify"> Анализ результатов осуществления территориальными органами Ростехнадзора контрольно-надзорной деятельности показывает наличие случаев: </p> <ul> <li> <p align="justify"> применения при ремонте трубопроводов элементов, арматуры и иных устройств, не имеющих документов, подтверждающих их соответствие требованиям технических регламентов; </p> </li> <li> <p align="justify"> не проведения подтверждения соответствия новых или реконструированных трубопроводов требованиям технических регламентов; </p> </li> <li> <p align="justify"> не проведения экспертизы промышленной безопасности до начала применения таких трубопроводов на ОПО в случае, если требования технических регламентов к ним не установлены; </p> </li> <li> <p align="justify"> нарушения требований <a href="https://ivprom.ru/lib/15/" target="_blank">Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.03.2014 № 102 (зарегистрирован Минюстом России16.05.2014, рег. № 32308)</a> при проведении ремонта оборудования с применением сварки; </p> </li> <li> <p align="justify"> нарушения требований <a href="https://ivprom.ru/lib/491/" target="_blank">Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21. 11.2016 № 490 (зарегистрирован Минюстом России14.12.2016, рег. № 44707)</a>, при контроле качества сварных соединений; </p> </li> <li> <p align="justify"> не проведения экспертизы промышленной безопасности находящихся в эксплуатации трубопроводов после завершения восстановительного ремонта, причиной которого явились авария или инцидент. </p> </li> </ul> <p align="justify"> В связи с вышеизложенным обращаем Ваше внимание на необходимость неукоснительного соблюдения требований законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации при эксплуатации ОПО, в том числе в части установления причин произошедших аварий и несчастных случаев, а также принятия мер по предотвращению возникновения аварийных ситуаций в дальнейшем. </p> <p align="justify"> <br> <br> </p> <p align="justify"> Начальник Управления государственного строительного надзора М.А.Климова. </p>

НКПРОМ
НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92
127410
Россия
Московская область
Москва
Алтуфьевское шоссе, д.43 стр. 2
8 (495) 795-73-92
Поделитесь в сети:

Подписка на новости

НКПРОМ
НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92
127410
Россия
Московская область
Москва
Алтуфьевское шоссе, д.43 стр. 2
8 (495) 795-73-92
nkprom@nkprom.ru