Рекомендации по разработке ПЛАС - планов ликвидации последствий аварий на объектах, на которых осуществляется хранение и (или) переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться

Ростехнадзор

В процессе хранения и переработки растительного сырья (зерно, продукты его переработки и комбикормовое сырье) образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси. Дополнительно существует риск самовозгорания указанного сырья. Это позволяет отнести отдельные организации, занимающиеся хранением и переработкой растительного сырья, к опасным производственным объектам.
Опасный производственный объект в широком смысле этого выражения - это производственный объект, при эксплуатации которого могут возникнуть аварии или инциденты. В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону.
Обеспечение готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья (далее - объекты) проводится в соответствии с Руководством по безопасности "Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья" (утв. Приказом Ростехнадзора от 03.07.2018 N 287). Указанный документ не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный характер, поэтому для выполнения требований промышленной безопасности в части планирования и осуществления мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий могут использоваться иные способы и методы.
При разработке мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей, применительно к аварийной ситуации, связанной с самосогреванием растительного сырья при хранении, применяются положения раздела VIII Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья" (Утверждено Приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 N 560 (ред. от 15.11.2016).
Первым основным этапом подготовки объекта к ликвидации последствий аварий является разработка соответствующих планов. Требования к их разработке определены Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 730).

Содержание:
• Общие рекомендации по разработке и оформлению Плана.
• Рекомендации по составлению общих разделов Плана.
• Рекомендации по составлению специального раздела Плана.
• Порядок действий производственного персонала по локализации и ликвидации последствий аварий.
• Организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах.
• Рекомендации по изучению Планов.
• Рекомендации по организации проведения учебно-тренировочных занятий

Общие рекомендации по разработке и оформлению Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей (далее - План)
В целях обеспечения полноты и качества Плана для его разработки рекомендуется создавать комиссию, назначаемую приказом эксплуатирующей организации, в состав которой необходимо включить: руководителя (технического руководителя) эксплуатирующей организации (председатель комиссии), главных специалистов (главные инженер, механик, технолог, энергетик и инженер по промышленной (пожарной) безопасности и охране труда или иных должностных лиц, в обязанности которых входит выполнение указанных функций), начальников соответствующих цехов (участков) объектов, а также, в случаях необходимости, аттестованных в установленном порядке в области промышленной безопасности представителей сторонних (научных, экспертных, проектных) организаций (по согласованию). Сведения о привлекаемых специалистах сторонних организаций (фамилия, имя, отчество, должность, наименование организации, сведения об аттестации по промышленной безопасности) рекомендуется указывать в общем разделе Плана.
В целях обеспечения взаимодействия сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, к разработке Плана рекомендуется также привлекать представителей профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание.
В План включается список должностных лиц государственных органов и организаций, которые извещаются об аварии (далее - Список оповещения).
Порядок и способы оповещения указанных должностных лиц (в том числе, при необходимости, региональных и (или) муниципальных органов МЧС России) о возникновении аварии на объектах рекомендуется определять внутренним распорядительным документом организации с последующим доведением (при ознакомлении с Планом) до сведения лица, оповещающего об аварии, и всех лиц, привлекаемых к работам по локализации и ликвидации последствий аварии.
Для обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объектах и поддержания установленной степени готовности организации к действиям в условиях аварийной ситуации рекомендуется осуществлять оценку фактических данных о наличии и состоянии систем пожарной, производственной и аварийной сигнализации, оповещения об аварийных ситуациях, средств связи и управления эвакуацией людей, средств пожаротушения и противодымной защиты, аварийного освещения, с оформлением результатов оценки в виде акта, являющегося приложением к Плану.
В целях обеспечения действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций рекомендуется проводить оценку устройства эвакуационных путей на предмет соответствия требованиям безопасной эвакуации людей из зданий (цехов, участков) объектов, освидетельствование наружных эвакуационных лестниц (для высотных зданий) с оформлением результатов оценки в виде акта, являющегося приложением к Плану.
Первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте рекомендуется отражать в журнале, являющемся приложением к Плану.
В целях принятия эффективных мер по локализации и ликвидации последствий аварии, обеспечения согласованной работы ответственного руководителя и руководителя профессиональной аварийно-спасительной службы (формирования) определение местоположения оперативного штаба рекомендуется осуществлять на стадии разработки Плана, с последующим информированием о месте расположения указанного штаба должностных лиц государственных органов и организаций, указанных в Списке оповещения.

Рекомендации по составлению общих разделов Плана
При описании характеристик объектов, в отношении которых разрабатывается План, рекомендуется указывать следующие сведения:
• производственная (проектная) мощность (тонн в сутки);
• основные производственные, производственно-складские (складские) здания, основное технологическое, транспортное и аспирационное оборудование, приемно-отпускные устройства, входящие в состав объекта;
• описание технологических процессов на объекте (в соответствии с технологическим регламентом);
• оснащенность оборудования, зданий и сооружений объекта средствами взрывопредупреждения и взрывозащиты (применение вентиляции и аспирации, дистанционного автоматизированного управления производственными процессами, наличие магнитной защиты, реле контроля скорости, датчиков подпора, датчиков обрыва цепи, устройств контроля сбегания ленты, концевых выключателей, блокировок, автоблокировок и других технических средств, выполняющих аналогичные функции и (или) обеспечивающих блокировку, контроль и противоаварийную защиту, легкосбрасываемых конструкций, тамбур-шлюзов, а также соблюдение технологий и требований безопасности при сушке растительного сырья);
• оснащенность средствами пожаротушения, системами пожарной, производственной и аварийной сигнализации, противодымной защитой, аварийным освещением, средствами оповещения и управления эвакуацией людей;
• оснащение объекта системами локализации взрыва с указанием мест установки огнепреграждающих (пламеотсекающих) устройств и управляющих датчиков (датчиков-индикаторов для обнаружения начальной стадии взрыва при достижении определенного порогового давления), взрыворазрядных устройств;
• наличие эвакуационных путей и запасных выходов, периодичности проведения эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах, а также периодичности освидетельствований состояния средств спасения с высоты, способы и порядок эвакуации (управление эвакуацией людей).

При этом рекомендуется использовать актуализированные сведения (показатели), характеризующие взрывобезопасность и противоаварийную защиту объектов и содержащиеся в таблицах Технического паспорта взрывобезопасности, разработанного эксплуатирующей организацией в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Требования к разработке технического паспорта взрывобезопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья" (Утверждено Приказом Ростехнадзора от 31.12.2014 N 632).
В целях обеспечения готовности организации, эксплуатирующей объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий, для подтверждения реальных характеристик объектов в Планах предлагается предусматривать приложения в виде:
• генерального плана территории организации, эксплуатирующей объекты, планов зданий (помещений) с указанием основного оборудования, входов и выходов производственных помещений, местонахождения средств пожаротушения, пожарных извещателей, телефонов, инструментов, используемых в случае аварии;
• схем расположения основных коммуникаций объекта с указанием мест расположения рубильников, задвижек, вентилей и других устройств, задействованных в случае возникновения аварий на объектах и предусмотренных Планом;
• перечня средств индивидуальной защиты для спасения людей и ликвидации аварий, необходимых инструментов и материалов с указанием мест их хранения;
• перечня материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах.
Определение возможных сценариев возникновения и развития аварий на объектах рекомендуется оформлять (с указанием источников (мест) возникновения аварий) в виде перечня мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей (далее - перечень мероприятий) относительно каждого вида аварии и места возникновения.
В перечне мероприятий отражаются сведения о местонахождении средств для локализации и ликвидации последствий аварий и спасения людей, о должностных лицах, ответственных за выполнение тех или иных мероприятий, предусмотренных Планом, и порядке их действий (для каждого вида аварии), о действиях членов нештатного аварийно-спасательного формирования из числа производственного персонала организации (при наличии), а также о местонахождении шкафов с аварийным запасом индивидуальных средств защиты, в том числе органов дыхания, инструмента и материалов. В мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей в том числе указывается последовательность отключения технических устройств и механизмов, перекрытия технологических коммуникаций, отключения электроэнергии и других энергоносителей, предусматриваются иные способы и средства подачи инертных газов (флегматизаторов) и высокократной пены, мониторинга температуры и газового анализа, средств и устройств выгрузки горящего продукта с места аварии.
Каждому месту возможной аварии рекомендуется присваивать определенный номер (позицию), который наносится на планы помещений. При многоэтажном здании номера (позиции) наносятся начиная с первого этажа, располагая позиции в возрастающем порядке.
При определении возможных сценариев возникновения и развития аварий на объектах, а также источников (мест) возникновения аварий рекомендуется учитывать опасности технологических процессов производств и причины возникновения на них аварий. При этом указываются все виды возможных аварий в цехе, на участке, площадке объекта с учетом определения основных факторов, способствующих возникновению и развитию аварии, и показателей, характеризующих взрывопожаробезопасность и противоаварийную защиту объекта.
Особое внимание рекомендуется уделять техническому состоянию оборудования, оснащению оборудования, зданий и сооружений объекта средствами взрывопредупреждения и взрывозащиты, соблюдению режимных параметров технологического процесса согласно проектным значениям, выполнению требований проектной документации, технологических регламентов, руководств (инструкций) по эксплуатации оборудования. При этом важно учитывать возможные нарушения регламентированных производственных условий и режимов работы технологического, транспортного и аспирационного оборудования, которые могут привести к аварии.

Рекомендации по составлению специального раздела Плана
Специальные разделы Плана разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах Плана.
В специальном разделе рекомендуется определить порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте и предусмотреть согласованность действий производственного персонала цеха (объекта), нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии), персонала других цехов, а также отметить необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание сил и средств к готовности в условиях любой обстановки начать в установленные сроки действия по локализации и ликвидации последствий аварий и успешно выполнить поставленные задачи.
В специальном разделе Плана приводится порядок действий производственного персонала и профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации последствий аварий.
Рекомендуемый порядок действий производственного персонала по локализации и ликвидации последствий аварий (рассмотрен в следующем разделе). При этом следует учитывать, что в соответствии с требованиями пункта 757 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья" при возникновении аварийной ситуации действия руководителя организации, ответственного руководителя работ по локализации и ликвидации последствий аварии, начальников производств, цехов, участков, смен, лабораторий, главного механика, энергетика, технолога и специализированных служб (формирований), начальника пожарной охраны организации в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности обслуживающего персонала и его эвакуацию, что учитывается при описании действий работников.
В специальном разделе Планов предусматривается организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах.

Порядок действий производственного персонала по локализации и ликвидации последствий аварий
Руководство работами по локализации и ликвидации последствий аварий рекомендуется возлагать на ответственного руководителя работ по локализации и ликвидации последствий аварий (далее - ответственный руководитель), назначенного внутренним распорядительным документом в установленном в организации порядке.
До прибытия ответственного руководителя спасение людей и руководство работами по локализации и ликвидации последствий аварии осуществляют ответственные должностные лица объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария.
В случае наличия в эксплуатирующей объекты организации нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников руководство работами по локализации и ликвидации последствий аварии до прибытия профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) осуществляется начальником нештатного аварийно-спасательного формирования с учетом выполнения задач, поставленных ответственным руководителем, либо до его прибытия - ответственными должностными лицами объекта (цеха, участка, площадки).
Лицам, участвующим в ликвидации аварии, следует сообщать о своем прибытии ответственному руководителю (в случае его отсутствия - соответствующим должностным лицам) и по его (их) указанию, после ознакомления с обстановкой на аварийном объекте, приступать к выполнению своих обязанностей.
Ответственный руководитель:
• ознакомившись с обстановкой, немедленно приступает к выполнению мероприятий, предусмотренных Планом, и принимает меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации;
• выявляет количество застигнутых аварией людей, их местонахождение, принимает оперативные меры по спасению людей;
• проверяет осуществление вызова профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), скорой медицинской помощи, а также оповещение должностных лиц государственных органов и организаций, указанных в Списке оповещения;
• дает указания о выставлении постов на подступах к месту аварии и об удалении людей из всех опасных зон;
• информирует перед началом работ участвующих в соответствии с Планом в локализации и ликвидации последствий аварии лиц об обстановке на аварийном объекте (участке, цехе, площадке) и обращает внимание на необходимость соблюдения условий безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ;
• проводит целевой инструктаж;
• при продолжительности аварии и времени ее локализации (ликвидации) более одной смены совместно с ответственными должностными лицами объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария, и с руководителем профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования) разрабатывает оперативный план-график по спасению людей и ликвидации аварии;
• определяет ответственное лицо для ведения оперативного журнала Плана и обеспечивает контроль фиксации в нем выданных заданий по локализации и ликвидации последствий аварий, указания ответственных лиц за выполнение выданных поручений и результатов их выполнения по времени;
• определяет исходя из реальной ситуации на аварийном объекте возможность проведения ремонтно-восстановительных работ и мероприятий по предотвращению повторения подобных аварий.
В целях обеспечения согласованности действий, сил и средств, задействованных в мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте, в оперативном штабе находятся только лица, непосредственно участвующие в локализации и ликвидации последствий аварии. При этом ответственному руководителю рекомендуется постоянно находиться в оперативном штабе, оснащенном средствами связи (радиостанционной, телефонной) и оповещения.
К задачам, решаемым оперативным штабом, рекомендуется относить следующие:
• координация и обеспечение согласованности действий должностных лиц объекта и всех привлеченных формирований и служб, участвующих в локализации и ликвидации последствий аварии;
• обеспечение взаимодействия персонала организации, задействованного в работах, определенных Планом, нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии) и профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований);
• определение (корректировка) с учетом реальной обстановки на аварийном объекте размеров безопасной зоны и безопасных путей прохода к аварийному объекту (цеху, участку, площадке);
• обеспечение мер безопасности персонала и его эвакуации, а также организации оказания своевременной медицинской помощи пострадавшим;
• определение условий безопасности всех работ, выполняемых в подготовительный и аварийный периоды, а также обеспечение средствами локализации и ликвидации последствий аварии;
• организация работ по отбору и анализу газов, флегматизации аварийных силосов и выгрузке растительного сырья из силосов и бункеров с последующей его эвакуацией в безопасную зону;
• организация выполнения пункта 6 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480.
Руководитель организации:
• получив сообщение об аварии на объекте, незамедлительно прибывает на объект, проверяет организацию оказания своевременной медицинской помощи пострадавшим лицам, обеспечивает работу транспорта;
• во взаимодействии с руководителем работ по локализации и ликвидации последствий аварии принимает меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации;
• при аварийных работах продолжительностью более 6 часов организовывает питание и отдых участвующих в локализации и ликвидации последствий аварии лиц.
Лицо, оповещающее об аварии (диспетчер или иной назначенный руководителем организации работник):
• при получении сообщения об аварии незамедлительно прекращает все переговоры, не имеющие непосредственного отношения к происшедшей аварии, осуществляет вызов профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), скорой медицинской помощи, извещает о ней должностных лиц государственных органов и организаций по Списку оповещения и обеспечивает связь с должностными лицами и организациями;
• непосредственно после извещения должностных лиц государственных органов и организаций по Списку оповещения об аварии производит об этом запись в оперативном журнале Плана с указанием даты и времени.
Ответственное должностное лицо объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария:
• незамедлительно сообщает об аварии лицу, оповещающему об аварии;
• до прибытия на место аварии ответственного руководителя выполняет его обязанности, руководствуясь Планом с учетом фактической обстановки. По прибытии на место аварии ответственного руководителя выполняет его указания;
• во взаимодействии с руководителем работ по локализации и ликвидации последствий аварии принимает меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации.
Сменный мастер объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария:
• незамедлительно сообщает об аварии начальнику объекта (цеха, участка, площадки) или при его отсутствии - лицу, оповещающему об аварии;
• до прибытия на объект ответственного руководителя осуществляет организацию и принимает меры по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с указаниями ответственного должностного лица объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария, и (или) руководствуется Планом с учетом фактической обстановки;
• после прибытия ответственного руководителя поступает в его распоряжение и действует по его указанию;
• во взаимодействии с руководителем работ по локализации и ликвидации последствий аварии принимает меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации.
Аппаратчики объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария:
• незамедлительно сообщают об аварии сменному мастеру объекта или начальнику объекта (цеха, участка, площадки), а при их отсутствии - лицу, оповещающему об аварии;
• при необходимости в целях локализации аварии (согласно Плану или по указанию ответственного руководителя) отключают транспортное и технологическое оборудование;
• содействуют эвакуации людей из опасной зоны, участвуют в локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с Планом;
• оказывают необходимую помощь пострадавшим при аварии;
• находясь вне объекта и узнав об аварии, немедленно являются к ответственному руководителю работ, а при его отсутствии - к сменному мастеру объекта или начальнику объекта (цеха, участка, площадки) для получения задания.
Ответственные должностные лица эксплуатирующей организации (главные инженер, механик, технолог, энергетик или иные должностные лица, в обязанности которых входит выполнение указанных функций):
• обеспечивают создание специализированных бригад и устанавливают дежурство слесарей, электриков и другого персонала для выполнения работ по локализации и ликвидации последствий аварии и восстановлению нормальной работы производства;
• по указанию ответственного руководителя обеспечивают выгрузку продукта хранения, подвергшегося самосогреванию (самовозгоранию), после выполнения установленных условий для операций по герметизации и флегматизации аварийных силосов и бункеров, при бесперебойной подаче средств флегматизации, измерении температуры и анализе газовой среды в аварийном силосе, смежных и соседних с ним силосах и помещениях, а также условия безопасности людей на весь период ликвидации аварии;
• по указанию ответственного руководителя обеспечивают остановку оборудования, перекрытие технологических коммуникаций, выключение или включение электроэнергии, обеспечивают бесперебойное действие связи, исправное состояние водопровода, бесперебойную работу необходимого электромеханического оборудования и подвижных транспортных средств в соответствии с Планом;
• во взаимодействии с руководителем работ по локализации и ликвидации последствий аварии принимают меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации.
Начальники, сменные мастера и аппаратчики других цехов, (участков, площадок) объекта, не подвергшихся аварии или ее последствиям:
• находясь в момент аварии на объекте, после сообщения об аварии действуют согласно Плану (в своих цехах) и информируют о проведенных действиях ответственного руководителя;
• находясь вне объекта, после сообщения об аварии являются к ответственному руководителю для выполнения его заданий в соответствии с Планом.
Производственный персонал объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария, не участвующий в локализации и ликвидации последствий аварии, незамедлительно покидает производственное помещение в соответствии с Планом, переместившись в безопасное место, при необходимости оказывает помощь пострадавшим.
Инженер по промышленной (пожарной) безопасности и охране труда (или иное должностное лицо, в обязанности которого входит выполнение указанных функций), получив сообщение об аварии, незамедлительно является на объект к ответственному руководителю работ и действует по его указанию.
Медицинским персоналом организации (при наличии) осуществляется выезд по вызову на место аварии и оказание первой медицинской помощи пострадавшим лицам, отправка их в больницу, а также организация непрерывного дежурства на время проведения работ по локализации и ликвидации последствий аварии.

Организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах
При организации материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте производится расчет необходимых для этого сил и средств, в том числе для выполнения работ по газовому и температурному анализу, флегматизации, аварийной выгрузке растительного сырья из силосов и бункеров и его тушению (при необходимости) в подсилосном пространстве и эвакуации в безопасную зону.
При расчете резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий целесообразно руководствоваться методическими документами по проведению оценки ущерба от аварий на опасных производственных объектах. При расчете ущерба учитываются такие затраты, потери и убытки, выраженные в стоимостной форме, как затраты, направленные на проведение аварийно-спасательных работ, затраты на эвакуацию людей из зоны аварийной ситуации, стоимость ремонтно-восстановительных работ и возмещения вреда здоровью людей, материального ущерба и прочее.
По результатам расчетов рекомендуется составлять соответствующий перечень, в котором отмечаются аварийный запас средств индивидуальной защиты с указанием количества и места хранения, инструменты, материалы и приспособления, используемые для выполнения аварийно-восстановительных работ, приборы, оборудование и техника для проведения работ по газовому анализу, измерению температуры, флегматизации и выгрузке растительного сырья из силосов и бункеров, с указанием количества и места хранения, в том числе мероприятия по содержанию (хранению) данных средств.
Материально-технические средства, задействованные в мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий, используются только для обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.

Рекомендации по изучению Планов
Разработанные Планы (их копии) рекомендуется хранить у ответственного руководителя, в оперативном штабе, у главного инженера (механика, технолога, энергетика) или у иного должностного лица, в обязанности которого входит выполнение инженерно-технических функций, лица, оповещающего об аварии, начальника нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии) и у других должностных лиц, задействованных в мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварии на объектах, в соответствии с внутренними распорядительными документами организации. У начальников производственных цехов, смен, сменных мастеров организации находятся выписки из соответствующих разделов Планов, касающихся зоны их ответственности.
Места хранения Планов (копии и их выписки) определяются внутренними распорядительными документами организации.
Планы изучаются всеми ответственными должностными лицами, специалистами, производственным и медицинским персоналом, членами нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии такого формирования) в части, определяющей их действия и взаимодействие с другими подразделениями в условиях аварии.
После изучения Планов в установленном в организации порядке рекомендуется проводить внеочередную проверку знаний в комиссии организации или подразделении организации. Состав комиссии, а также порядок проверки знаний и оформления ее результатов рекомендуется определять внутренними распорядительными документами организации.
Ответственность за организацию своевременного и качественного изучения и проверки знаний
Планов в целом по организации рекомендуется оставлять за руководителем организации, а в подразделении организации возлагать на руководителя подразделения.
Проверку знания действий персонала в предаварийных и аварийных ситуациях согласно Плану рекомендуется проводить квалификационной (экзаменационной) комиссией эксплуатирующей организации при допуске рабочих, руководящих работников и специалистов к самостоятельной работе, при периодической проверке знаний (не реже одного раза в 12 месяцев), а также во время учебно-тренировочных занятий.
Также рекомендуется осуществлять внеочередную проверку знаний Планов при его пересмотре, переводе работников организации на другое рабочее место, а также в случае их неквалифицированных действий в ходе проведения учебно-тренировочных занятий.

Рекомендации по организации проведения учебно-тренировочных занятий
В целях отработки действий, предусмотренных Планом, и обеспечения постоянной готовности сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, рекомендуется осуществлять планирование и проведение учебно-тренировочных занятий.
В Плане учебно-тренировочных занятий рекомендуется отражать:
• цель, дату, время проведения, место проведения учебно-тренировочного занятия (по сценарию с учетом Плана);
• сценарий предполагаемой аварии и место ее возникновения (вводная учений) в соответствии с Планом;
• состав комиссии по оценке действий персонала организации, задействованного в учебно-тренировочных занятиях;
• исходную обстановку (местонахождение участвующих в учебно-тренировочном занятии к началу его проведения) и группировку сил;
• порядок проведения учебно-тренировочного занятия;
• перечень мероприятий, предусматриваемых в целях предотвращения нарушений технологического режима, перерывов в нормальной работе объекта (цеха, участка, площадки);
• местонахождение членов комиссии (в оперативном штабе, помещении диспетчера, в цехах объекта), исходя из необходимости их присутствия, в целях обеспечения возможности объективной и всесторонней оценки действий персонала организации, задействованного в учебно-тренировочных занятиях.
При подготовке к проведению учебно-тренировочных занятий рекомендуется учитывать:
• реальное состояние готовности организации к действиям в условиях возможных аварийных ситуаций;
• создание на учениях обстановки, позволяющей отрабатывать задачи, стоящие перед всеми работниками организации, задействованными Планом мероприятий в локализации и ликвидации последствий конкретной аварии (по сценарию учений), и максимально приближенной к реально возможной;
• технологические особенности производственных объектов, где планируется проведение учебно-тренировочных занятий;
• демонстрацию и практические занятия с привлечением к ликвидации аварий технических сил и средств в соответствии с предполагаемым сценарием;
• исключение при подготовке и проведении учебно-тренировочных занятий возможности возникновения ситуаций, которые могут привести к инициированию инцидентов или реальных аварий, травмированию персонала, материальному ущербу, какому-либо изменению состояния безопасности объектов, нанесению ущерба окружающей среде и селитебным зонам.
Проведение учебно-тренировочных занятий по Плану рекомендуется осуществлять с участием производственного персонала, нештатного аварийно-спасательного формирования из числа производственного персонала организации (в случае наличия), медико-санитарной и других служб организации в части действий, предусмотренных Планом, а также членов профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), с которыми заключен договор на обслуживание объектов.
При проведении учебно-тренировочных занятий рекомендуется отрабатывать выполнение мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии, предусмотренных Планом, в том числе:
• порядок и время оповещения людей, застигнутых аварией;
• порядок оповещения руководителей и специалистов организации в соответствии с Планом;
• действия ответственного руководителя и диспетчера (лица, ответственного за оповещение);
• вызов и прибытие специализированных профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) в организацию (к месту условной аварии);
• вызов и прибытие руководителей и специалистов организации;
• время, затраченное на выход (вывод) людей из места аварии на объекте;
• соответствие действий руководителей и специалистов организации Плану;
• в случае пожара - возможность организации подачи воды к месту тушения пожара с расчетными параметрами;
• знание производственным персоналом и специалистами организаций маршрутов следования по эвакуационным путям.
По решению руководителя организации могут быть определены и иные позиции, влияющие на готовность организации к действиям в условиях аварийной ситуации.
Для оценки готовности организации к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии рекомендуется создавать комиссии по проведению учебно-тренировочных занятий (далее - комиссия) под председательством технического руководителя (главного инженера) организации, формирование которых рекомендуется определять внутренним распорядительным документом организации.
Ответственность за качественное проведение учебной тревоги рекомендуется возлагать на председателя комиссии. К компетенции комиссии при проведении учебно-тренировочных занятий рекомендуется относить оценку:
• подготовленности организации к выполнению предусмотренных Планом задач по спасению людей и ликвидации возможных аварий и их последствий;
• наличия, достаточности и состояния средств связи и оповещения об аварии;
• наличия, достаточности и состояния средств, используемых при выполнении мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии, предусмотренных Планом, правильности их размещения и применения работниками организации;
• состояния эвакуационных путей, выходов из аварийного цеха, участка, площадки;
• наличия и достаточности предусмотренного в организации резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварии;
• состояния взаимодействия персонала организации, задействованного в работах, определенных Планом, нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии) и профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований).
По результатам проведения учебно-тренировочных занятий по Плану рекомендуется проводить совещание с работниками организации, задействованными в проведенных учениях, представителями нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии) и профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований (по согласованию), на котором члены комиссии, участвовавшие в проведении учебной тревоги, докладывают руководителю организации о результатах проведения учебно-тренировочного занятия, после чего составляется Акт проведения учебной тревоги, который подписывается всеми членами комиссии, утверждается председателем комиссии по проведению учебно-тренировочных занятий и передается руководителю организации.
В Акте проведения учебной тревоги рекомендуется указывать дату проведения, вид и место предполагаемой условной аварии, выявленные членами комиссии при проведении учебно-тренировочного занятия отступления от требований промышленной безопасности, а также перечень мероприятий, необходимых для устранения выявленных в ходе учений несоответствий и повышения уровня готовности организации к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, с указанием сроков их выполнения.
Контроль выполнения мероприятий, указанных в Акте проведения учебно-тренировочных занятий, рекомендуется возлагать на должностное лицо, ответственное за обеспечение промышленной безопасности в организации.
При неудовлетворительных результатах учебно-тренировочных занятий рекомендуется предусматривать их повторное проведение после детального изучения допущенных ошибок.
Рекомендуемая периодичность проведения учебно-тренировочных занятий - не реже одного раз в год для каждого опасного производственного объекта (посезонно, в зимнее и летнее время), с фиксированием результатов проведения указанных занятий в журнале.
Основные задачи и периодичность проведения командно-штабных учений или штабных тренировок, а также комплексных учений определены Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 29.11.2018) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Рекомендации по разработке ПЛАС - планов ликвидации последствий аварий на объектах, на которых осуществляется хранение и (или) переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться

<p style="text-align: justify;"> В процессе хранения и переработки растительного сырья (зерно, продукты его переработки и комбикормовое сырье) образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси. Дополнительно существует риск самовозгорания указанного сырья. Это позволяет отнести отдельные организации, занимающиеся хранением и переработкой растительного сырья, к опасным производственным объектам.<br> Опасный производственный объект в широком смысле этого выражения - это производственный объект, при эксплуатации которого могут возникнуть аварии или инциденты. В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону.<br> Обеспечение готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья (далее - объекты) проводится в соответствии с Руководством по безопасности "Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья" (утв. Приказом Ростехнадзора от 03.07.2018 N 287). Указанный документ не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный характер, поэтому для выполнения требований промышленной безопасности в части планирования и осуществления мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий могут использоваться иные способы и методы.<br> При разработке мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей, применительно к аварийной ситуации, связанной с самосогреванием растительного сырья при хранении, применяются положения раздела VIII Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья" (Утверждено Приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 N 560 (ред. от 15.11.2016).<br> Первым основным этапом подготовки объекта к ликвидации последствий аварий является разработка соответствующих планов. Требования к их разработке определены Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 730).<br> <br> Содержание:<br> • Общие рекомендации по разработке и оформлению Плана.<br> • Рекомендации по составлению общих разделов Плана.<br> • Рекомендации по составлению специального раздела Плана.<br> • Порядок действий производственного персонала по локализации и ликвидации последствий аварий.<br> • Организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах.<br> • Рекомендации по изучению Планов.<br> • Рекомендации по организации проведения учебно-тренировочных занятий<br> <br> Общие рекомендации по разработке и оформлению Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей (далее - План)<br> В целях обеспечения полноты и качества Плана для его разработки рекомендуется создавать комиссию, назначаемую приказом эксплуатирующей организации, в состав которой необходимо включить: руководителя (технического руководителя) эксплуатирующей организации (председатель комиссии), главных специалистов (главные инженер, механик, технолог, энергетик и инженер по промышленной (пожарной) безопасности и охране труда или иных должностных лиц, в обязанности которых входит выполнение указанных функций), начальников соответствующих цехов (участков) объектов, а также, в случаях необходимости, аттестованных в установленном порядке в области промышленной безопасности представителей сторонних (научных, экспертных, проектных) организаций (по согласованию). Сведения о привлекаемых специалистах сторонних организаций (фамилия, имя, отчество, должность, наименование организации, сведения об аттестации по промышленной безопасности) рекомендуется указывать в общем разделе Плана.<br> В целях обеспечения взаимодействия сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, к разработке Плана рекомендуется также привлекать представителей профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание.<br> В План включается список должностных лиц государственных органов и организаций, которые извещаются об аварии (далее - Список оповещения).<br> Порядок и способы оповещения указанных должностных лиц (в том числе, при необходимости, региональных и (или) муниципальных органов МЧС России) о возникновении аварии на объектах рекомендуется определять внутренним распорядительным документом организации с последующим доведением (при ознакомлении с Планом) до сведения лица, оповещающего об аварии, и всех лиц, привлекаемых к работам по локализации и ликвидации последствий аварии.<br> Для обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объектах и поддержания установленной степени готовности организации к действиям в условиях аварийной ситуации рекомендуется осуществлять оценку фактических данных о наличии и состоянии систем пожарной, производственной и аварийной сигнализации, оповещения об аварийных ситуациях, средств связи и управления эвакуацией людей, средств пожаротушения и противодымной защиты, аварийного освещения, с оформлением результатов оценки в виде акта, являющегося приложением к Плану.<br> В целях обеспечения действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций рекомендуется проводить оценку устройства эвакуационных путей на предмет соответствия требованиям безопасной эвакуации людей из зданий (цехов, участков) объектов, освидетельствование наружных эвакуационных лестниц (для высотных зданий) с оформлением результатов оценки в виде акта, являющегося приложением к Плану.<br> Первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте рекомендуется отражать в журнале, являющемся приложением к Плану.<br> В целях принятия эффективных мер по локализации и ликвидации последствий аварии, обеспечения согласованной работы ответственного руководителя и руководителя профессиональной аварийно-спасительной службы (формирования) определение местоположения оперативного штаба рекомендуется осуществлять на стадии разработки Плана, с последующим информированием о месте расположения указанного штаба должностных лиц государственных органов и организаций, указанных в Списке оповещения.<br> <br> Рекомендации по составлению общих разделов Плана<br> При описании характеристик объектов, в отношении которых разрабатывается План, рекомендуется указывать следующие сведения:<br> • производственная (проектная) мощность (тонн в сутки);<br> • основные производственные, производственно-складские (складские) здания, основное технологическое, транспортное и аспирационное оборудование, приемно-отпускные устройства, входящие в состав объекта;<br> • описание технологических процессов на объекте (в соответствии с технологическим регламентом);<br> • оснащенность оборудования, зданий и сооружений объекта средствами взрывопредупреждения и взрывозащиты (применение вентиляции и аспирации, дистанционного автоматизированного управления производственными процессами, наличие магнитной защиты, реле контроля скорости, датчиков подпора, датчиков обрыва цепи, устройств контроля сбегания ленты, концевых выключателей, блокировок, автоблокировок и других технических средств, выполняющих аналогичные функции и (или) обеспечивающих блокировку, контроль и противоаварийную защиту, легкосбрасываемых конструкций, тамбур-шлюзов, а также соблюдение технологий и требований безопасности при сушке растительного сырья);<br> • оснащенность средствами пожаротушения, системами пожарной, производственной и аварийной сигнализации, противодымной защитой, аварийным освещением, средствами оповещения и управления эвакуацией людей;<br> • оснащение объекта системами локализации взрыва с указанием мест установки огнепреграждающих (пламеотсекающих) устройств и управляющих датчиков (датчиков-индикаторов для обнаружения начальной стадии взрыва при достижении определенного порогового давления), взрыворазрядных устройств;<br> • наличие эвакуационных путей и запасных выходов, периодичности проведения эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах, а также периодичности освидетельствований состояния средств спасения с высоты, способы и порядок эвакуации (управление эвакуацией людей).<br> <br> При этом рекомендуется использовать актуализированные сведения (показатели), характеризующие взрывобезопасность и противоаварийную защиту объектов и содержащиеся в таблицах Технического паспорта взрывобезопасности, разработанного эксплуатирующей организацией в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Требования к разработке технического паспорта взрывобезопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья" (Утверждено Приказом Ростехнадзора от 31.12.2014 N 632).<br> В целях обеспечения готовности организации, эксплуатирующей объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий, для подтверждения реальных характеристик объектов в Планах предлагается предусматривать приложения в виде:<br> • генерального плана территории организации, эксплуатирующей объекты, планов зданий (помещений) с указанием основного оборудования, входов и выходов производственных помещений, местонахождения средств пожаротушения, пожарных извещателей, телефонов, инструментов, используемых в случае аварии;<br> • схем расположения основных коммуникаций объекта с указанием мест расположения рубильников, задвижек, вентилей и других устройств, задействованных в случае возникновения аварий на объектах и предусмотренных Планом;<br> • перечня средств индивидуальной защиты для спасения людей и ликвидации аварий, необходимых инструментов и материалов с указанием мест их хранения;<br> • перечня материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах.<br> Определение возможных сценариев возникновения и развития аварий на объектах рекомендуется оформлять (с указанием источников (мест) возникновения аварий) в виде перечня мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей (далее - перечень мероприятий) относительно каждого вида аварии и места возникновения.<br> В перечне мероприятий отражаются сведения о местонахождении средств для локализации и ликвидации последствий аварий и спасения людей, о должностных лицах, ответственных за выполнение тех или иных мероприятий, предусмотренных Планом, и порядке их действий (для каждого вида аварии), о действиях членов нештатного аварийно-спасательного формирования из числа производственного персонала организации (при наличии), а также о местонахождении шкафов с аварийным запасом индивидуальных средств защиты, в том числе органов дыхания, инструмента и материалов. В мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей в том числе указывается последовательность отключения технических устройств и механизмов, перекрытия технологических коммуникаций, отключения электроэнергии и других энергоносителей, предусматриваются иные способы и средства подачи инертных газов (флегматизаторов) и высокократной пены, мониторинга температуры и газового анализа, средств и устройств выгрузки горящего продукта с места аварии.<br> Каждому месту возможной аварии рекомендуется присваивать определенный номер (позицию), который наносится на планы помещений. При многоэтажном здании номера (позиции) наносятся начиная с первого этажа, располагая позиции в возрастающем порядке.<br> При определении возможных сценариев возникновения и развития аварий на объектах, а также источников (мест) возникновения аварий рекомендуется учитывать опасности технологических процессов производств и причины возникновения на них аварий. При этом указываются все виды возможных аварий в цехе, на участке, площадке объекта с учетом определения основных факторов, способствующих возникновению и развитию аварии, и показателей, характеризующих взрывопожаробезопасность и противоаварийную защиту объекта.<br> Особое внимание рекомендуется уделять техническому состоянию оборудования, оснащению оборудования, зданий и сооружений объекта средствами взрывопредупреждения и взрывозащиты, соблюдению режимных параметров технологического процесса согласно проектным значениям, выполнению требований проектной документации, технологических регламентов, руководств (инструкций) по эксплуатации оборудования. При этом важно учитывать возможные нарушения регламентированных производственных условий и режимов работы технологического, транспортного и аспирационного оборудования, которые могут привести к аварии.<br> <br> Рекомендации по составлению специального раздела Плана<br> Специальные разделы Плана разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах Плана.<br> В специальном разделе рекомендуется определить порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте и предусмотреть согласованность действий производственного персонала цеха (объекта), нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии), персонала других цехов, а также отметить необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание сил и средств к готовности в условиях любой обстановки начать в установленные сроки действия по локализации и ликвидации последствий аварий и успешно выполнить поставленные задачи.<br> В специальном разделе Плана приводится порядок действий производственного персонала и профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации последствий аварий.<br> Рекомендуемый порядок действий производственного персонала по локализации и ликвидации последствий аварий (рассмотрен в следующем разделе). При этом следует учитывать, что в соответствии с требованиями пункта 757 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья" при возникновении аварийной ситуации действия руководителя организации, ответственного руководителя работ по локализации и ликвидации последствий аварии, начальников производств, цехов, участков, смен, лабораторий, главного механика, энергетика, технолога и специализированных служб (формирований), начальника пожарной охраны организации в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности обслуживающего персонала и его эвакуацию, что учитывается при описании действий работников.<br> В специальном разделе Планов предусматривается организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах.<br> <br> Порядок действий производственного персонала по локализации и ликвидации последствий аварий<br> Руководство работами по локализации и ликвидации последствий аварий рекомендуется возлагать на ответственного руководителя работ по локализации и ликвидации последствий аварий (далее - ответственный руководитель), назначенного внутренним распорядительным документом в установленном в организации порядке.<br> До прибытия ответственного руководителя спасение людей и руководство работами по локализации и ликвидации последствий аварии осуществляют ответственные должностные лица объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария.<br> В случае наличия в эксплуатирующей объекты организации нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников руководство работами по локализации и ликвидации последствий аварии до прибытия профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) осуществляется начальником нештатного аварийно-спасательного формирования с учетом выполнения задач, поставленных ответственным руководителем, либо до его прибытия - ответственными должностными лицами объекта (цеха, участка, площадки).<br> Лицам, участвующим в ликвидации аварии, следует сообщать о своем прибытии ответственному руководителю (в случае его отсутствия - соответствующим должностным лицам) и по его (их) указанию, после ознакомления с обстановкой на аварийном объекте, приступать к выполнению своих обязанностей.<br> Ответственный руководитель:<br> • ознакомившись с обстановкой, немедленно приступает к выполнению мероприятий, предусмотренных Планом, и принимает меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации;<br> • выявляет количество застигнутых аварией людей, их местонахождение, принимает оперативные меры по спасению людей;<br> • проверяет осуществление вызова профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), скорой медицинской помощи, а также оповещение должностных лиц государственных органов и организаций, указанных в Списке оповещения;<br> • дает указания о выставлении постов на подступах к месту аварии и об удалении людей из всех опасных зон;<br> • информирует перед началом работ участвующих в соответствии с Планом в локализации и ликвидации последствий аварии лиц об обстановке на аварийном объекте (участке, цехе, площадке) и обращает внимание на необходимость соблюдения условий безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ;<br> • проводит целевой инструктаж;<br> • при продолжительности аварии и времени ее локализации (ликвидации) более одной смены совместно с ответственными должностными лицами объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария, и с руководителем профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования) разрабатывает оперативный план-график по спасению людей и ликвидации аварии;<br> • определяет ответственное лицо для ведения оперативного журнала Плана и обеспечивает контроль фиксации в нем выданных заданий по локализации и ликвидации последствий аварий, указания ответственных лиц за выполнение выданных поручений и результатов их выполнения по времени;<br> • определяет исходя из реальной ситуации на аварийном объекте возможность проведения ремонтно-восстановительных работ и мероприятий по предотвращению повторения подобных аварий.<br> В целях обеспечения согласованности действий, сил и средств, задействованных в мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте, в оперативном штабе находятся только лица, непосредственно участвующие в локализации и ликвидации последствий аварии. При этом ответственному руководителю рекомендуется постоянно находиться в оперативном штабе, оснащенном средствами связи (радиостанционной, телефонной) и оповещения.<br> К задачам, решаемым оперативным штабом, рекомендуется относить следующие:<br> • координация и обеспечение согласованности действий должностных лиц объекта и всех привлеченных формирований и служб, участвующих в локализации и ликвидации последствий аварии;<br> • обеспечение взаимодействия персонала организации, задействованного в работах, определенных Планом, нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии) и профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований);<br> • определение (корректировка) с учетом реальной обстановки на аварийном объекте размеров безопасной зоны и безопасных путей прохода к аварийному объекту (цеху, участку, площадке);<br> • обеспечение мер безопасности персонала и его эвакуации, а также организации оказания своевременной медицинской помощи пострадавшим;<br> • определение условий безопасности всех работ, выполняемых в подготовительный и аварийный периоды, а также обеспечение средствами локализации и ликвидации последствий аварии;<br> • организация работ по отбору и анализу газов, флегматизации аварийных силосов и выгрузке растительного сырья из силосов и бункеров с последующей его эвакуацией в безопасную зону;<br> • организация выполнения пункта 6 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480.<br> Руководитель организации:<br> • получив сообщение об аварии на объекте, незамедлительно прибывает на объект, проверяет организацию оказания своевременной медицинской помощи пострадавшим лицам, обеспечивает работу транспорта;<br> • во взаимодействии с руководителем работ по локализации и ликвидации последствий аварии принимает меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации;<br> • при аварийных работах продолжительностью более 6 часов организовывает питание и отдых участвующих в локализации и ликвидации последствий аварии лиц.<br> Лицо, оповещающее об аварии (диспетчер или иной назначенный руководителем организации работник):<br> • при получении сообщения об аварии незамедлительно прекращает все переговоры, не имеющие непосредственного отношения к происшедшей аварии, осуществляет вызов профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), скорой медицинской помощи, извещает о ней должностных лиц государственных органов и организаций по Списку оповещения и обеспечивает связь с должностными лицами и организациями;<br> • непосредственно после извещения должностных лиц государственных органов и организаций по Списку оповещения об аварии производит об этом запись в оперативном журнале Плана с указанием даты и времени.<br> Ответственное должностное лицо объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария:<br> • незамедлительно сообщает об аварии лицу, оповещающему об аварии;<br> • до прибытия на место аварии ответственного руководителя выполняет его обязанности, руководствуясь Планом с учетом фактической обстановки. По прибытии на место аварии ответственного руководителя выполняет его указания;<br> • во взаимодействии с руководителем работ по локализации и ликвидации последствий аварии принимает меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации.<br> Сменный мастер объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария:<br> • незамедлительно сообщает об аварии начальнику объекта (цеха, участка, площадки) или при его отсутствии - лицу, оповещающему об аварии;<br> • до прибытия на объект ответственного руководителя осуществляет организацию и принимает меры по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с указаниями ответственного должностного лица объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария, и (или) руководствуется Планом с учетом фактической обстановки;<br> • после прибытия ответственного руководителя поступает в его распоряжение и действует по его указанию;<br> • во взаимодействии с руководителем работ по локализации и ликвидации последствий аварии принимает меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации.<br> Аппаратчики объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария:<br> • незамедлительно сообщают об аварии сменному мастеру объекта или начальнику объекта (цеха, участка, площадки), а при их отсутствии - лицу, оповещающему об аварии;<br> • при необходимости в целях локализации аварии (согласно Плану или по указанию ответственного руководителя) отключают транспортное и технологическое оборудование;<br> • содействуют эвакуации людей из опасной зоны, участвуют в локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с Планом;<br> • оказывают необходимую помощь пострадавшим при аварии;<br> • находясь вне объекта и узнав об аварии, немедленно являются к ответственному руководителю работ, а при его отсутствии - к сменному мастеру объекта или начальнику объекта (цеха, участка, площадки) для получения задания.<br> Ответственные должностные лица эксплуатирующей организации (главные инженер, механик, технолог, энергетик или иные должностные лица, в обязанности которых входит выполнение указанных функций):<br> • обеспечивают создание специализированных бригад и устанавливают дежурство слесарей, электриков и другого персонала для выполнения работ по локализации и ликвидации последствий аварии и восстановлению нормальной работы производства;<br> • по указанию ответственного руководителя обеспечивают выгрузку продукта хранения, подвергшегося самосогреванию (самовозгоранию), после выполнения установленных условий для операций по герметизации и флегматизации аварийных силосов и бункеров, при бесперебойной подаче средств флегматизации, измерении температуры и анализе газовой среды в аварийном силосе, смежных и соседних с ним силосах и помещениях, а также условия безопасности людей на весь период ликвидации аварии;<br> • по указанию ответственного руководителя обеспечивают остановку оборудования, перекрытие технологических коммуникаций, выключение или включение электроэнергии, обеспечивают бесперебойное действие связи, исправное состояние водопровода, бесперебойную работу необходимого электромеханического оборудования и подвижных транспортных средств в соответствии с Планом;<br> • во взаимодействии с руководителем работ по локализации и ликвидации последствий аварии принимают меры по обеспечению безопасности персонала и его эвакуации.<br> Начальники, сменные мастера и аппаратчики других цехов, (участков, площадок) объекта, не подвергшихся аварии или ее последствиям:<br> • находясь в момент аварии на объекте, после сообщения об аварии действуют согласно Плану (в своих цехах) и информируют о проведенных действиях ответственного руководителя;<br> • находясь вне объекта, после сообщения об аварии являются к ответственному руководителю для выполнения его заданий в соответствии с Планом.<br> Производственный персонал объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария, не участвующий в локализации и ликвидации последствий аварии, незамедлительно покидает производственное помещение в соответствии с Планом, переместившись в безопасное место, при необходимости оказывает помощь пострадавшим.<br> Инженер по промышленной (пожарной) безопасности и охране труда (или иное должностное лицо, в обязанности которого входит выполнение указанных функций), получив сообщение об аварии, незамедлительно является на объект к ответственному руководителю работ и действует по его указанию.<br> Медицинским персоналом организации (при наличии) осуществляется выезд по вызову на место аварии и оказание первой медицинской помощи пострадавшим лицам, отправка их в больницу, а также организация непрерывного дежурства на время проведения работ по локализации и ликвидации последствий аварии.<br> <br> Организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах<br> При организации материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте производится расчет необходимых для этого сил и средств, в том числе для выполнения работ по газовому и температурному анализу, флегматизации, аварийной выгрузке растительного сырья из силосов и бункеров и его тушению (при необходимости) в подсилосном пространстве и эвакуации в безопасную зону.<br> При расчете резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий целесообразно руководствоваться методическими документами по проведению оценки ущерба от аварий на опасных производственных объектах. При расчете ущерба учитываются такие затраты, потери и убытки, выраженные в стоимостной форме, как затраты, направленные на проведение аварийно-спасательных работ, затраты на эвакуацию людей из зоны аварийной ситуации, стоимость ремонтно-восстановительных работ и возмещения вреда здоровью людей, материального ущерба и прочее.<br> По результатам расчетов рекомендуется составлять соответствующий перечень, в котором отмечаются аварийный запас средств индивидуальной защиты с указанием количества и места хранения, инструменты, материалы и приспособления, используемые для выполнения аварийно-восстановительных работ, приборы, оборудование и техника для проведения работ по газовому анализу, измерению температуры, флегматизации и выгрузке растительного сырья из силосов и бункеров, с указанием количества и места хранения, в том числе мероприятия по содержанию (хранению) данных средств.<br> Материально-технические средства, задействованные в мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий, используются только для обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.<br> <br> Рекомендации по изучению Планов<br> Разработанные Планы (их копии) рекомендуется хранить у ответственного руководителя, в оперативном штабе, у главного инженера (механика, технолога, энергетика) или у иного должностного лица, в обязанности которого входит выполнение инженерно-технических функций, лица, оповещающего об аварии, начальника нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии) и у других должностных лиц, задействованных в мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварии на объектах, в соответствии с внутренними распорядительными документами организации. У начальников производственных цехов, смен, сменных мастеров организации находятся выписки из соответствующих разделов Планов, касающихся зоны их ответственности.<br> Места хранения Планов (копии и их выписки) определяются внутренними распорядительными документами организации.<br> Планы изучаются всеми ответственными должностными лицами, специалистами, производственным и медицинским персоналом, членами нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии такого формирования) в части, определяющей их действия и взаимодействие с другими подразделениями в условиях аварии. <br> После изучения Планов в установленном в организации порядке рекомендуется проводить внеочередную проверку знаний в комиссии организации или подразделении организации. Состав комиссии, а также порядок проверки знаний и оформления ее результатов рекомендуется определять внутренними распорядительными документами организации.<br> Ответственность за организацию своевременного и качественного изучения и проверки знаний <br> Планов в целом по организации рекомендуется оставлять за руководителем организации, а в подразделении организации возлагать на руководителя подразделения.<br> Проверку знания действий персонала в предаварийных и аварийных ситуациях согласно Плану рекомендуется проводить квалификационной (экзаменационной) комиссией эксплуатирующей организации при допуске рабочих, руководящих работников и специалистов к самостоятельной работе, при периодической проверке знаний (не реже одного раза в 12 месяцев), а также во время учебно-тренировочных занятий.<br> Также рекомендуется осуществлять внеочередную проверку знаний Планов при его пересмотре, переводе работников организации на другое рабочее место, а также в случае их неквалифицированных действий в ходе проведения учебно-тренировочных занятий.<br> <br> Рекомендации по организации проведения учебно-тренировочных занятий<br> В целях отработки действий, предусмотренных Планом, и обеспечения постоянной готовности сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, рекомендуется осуществлять планирование и проведение учебно-тренировочных занятий.<br> В Плане учебно-тренировочных занятий рекомендуется отражать:<br> • цель, дату, время проведения, место проведения учебно-тренировочного занятия (по сценарию с учетом Плана);<br> • сценарий предполагаемой аварии и место ее возникновения (вводная учений) в соответствии с Планом;<br> • состав комиссии по оценке действий персонала организации, задействованного в учебно-тренировочных занятиях;<br> • исходную обстановку (местонахождение участвующих в учебно-тренировочном занятии к началу его проведения) и группировку сил;<br> • порядок проведения учебно-тренировочного занятия;<br> • перечень мероприятий, предусматриваемых в целях предотвращения нарушений технологического режима, перерывов в нормальной работе объекта (цеха, участка, площадки);<br> • местонахождение членов комиссии (в оперативном штабе, помещении диспетчера, в цехах объекта), исходя из необходимости их присутствия, в целях обеспечения возможности объективной и всесторонней оценки действий персонала организации, задействованного в учебно-тренировочных занятиях.<br> При подготовке к проведению учебно-тренировочных занятий рекомендуется учитывать:<br> • реальное состояние готовности организации к действиям в условиях возможных аварийных ситуаций;<br> • создание на учениях обстановки, позволяющей отрабатывать задачи, стоящие перед всеми работниками организации, задействованными Планом мероприятий в локализации и ликвидации последствий конкретной аварии (по сценарию учений), и максимально приближенной к реально возможной;<br> • технологические особенности производственных объектов, где планируется проведение учебно-тренировочных занятий;<br> • демонстрацию и практические занятия с привлечением к ликвидации аварий технических сил и средств в соответствии с предполагаемым сценарием;<br> • исключение при подготовке и проведении учебно-тренировочных занятий возможности возникновения ситуаций, которые могут привести к инициированию инцидентов или реальных аварий, травмированию персонала, материальному ущербу, какому-либо изменению состояния безопасности объектов, нанесению ущерба окружающей среде и селитебным зонам.<br> Проведение учебно-тренировочных занятий по Плану рекомендуется осуществлять с участием производственного персонала, нештатного аварийно-спасательного формирования из числа производственного персонала организации (в случае наличия), медико-санитарной и других служб организации в части действий, предусмотренных Планом, а также членов профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), с которыми заключен договор на обслуживание объектов.<br> При проведении учебно-тренировочных занятий рекомендуется отрабатывать выполнение мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии, предусмотренных Планом, в том числе:<br> • порядок и время оповещения людей, застигнутых аварией;<br> • порядок оповещения руководителей и специалистов организации в соответствии с Планом;<br> • действия ответственного руководителя и диспетчера (лица, ответственного за оповещение);<br> • вызов и прибытие специализированных профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) в организацию (к месту условной аварии);<br> • вызов и прибытие руководителей и специалистов организации;<br> • время, затраченное на выход (вывод) людей из места аварии на объекте;<br> • соответствие действий руководителей и специалистов организации Плану;<br> • в случае пожара - возможность организации подачи воды к месту тушения пожара с расчетными параметрами;<br> • знание производственным персоналом и специалистами организаций маршрутов следования по эвакуационным путям.<br> По решению руководителя организации могут быть определены и иные позиции, влияющие на готовность организации к действиям в условиях аварийной ситуации.<br> Для оценки готовности организации к действиям по спасению людей, локализации и ликвидации последствий аварии рекомендуется создавать комиссии по проведению учебно-тренировочных занятий (далее - комиссия) под председательством технического руководителя (главного инженера) организации, формирование которых рекомендуется определять внутренним распорядительным документом организации.<br> Ответственность за качественное проведение учебной тревоги рекомендуется возлагать на председателя комиссии. К компетенции комиссии при проведении учебно-тренировочных занятий рекомендуется относить оценку:<br> • подготовленности организации к выполнению предусмотренных Планом задач по спасению людей и ликвидации возможных аварий и их последствий;<br> • наличия, достаточности и состояния средств связи и оповещения об аварии;<br> • наличия, достаточности и состояния средств, используемых при выполнении мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии, предусмотренных Планом, правильности их размещения и применения работниками организации;<br> • состояния эвакуационных путей, выходов из аварийного цеха, участка, площадки;<br> • наличия и достаточности предусмотренного в организации резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварии;<br> • состояния взаимодействия персонала организации, задействованного в работах, определенных Планом, нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии) и профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований).<br> По результатам проведения учебно-тренировочных занятий по Плану рекомендуется проводить совещание с работниками организации, задействованными в проведенных учениях, представителями нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии) и профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований (по согласованию), на котором члены комиссии, участвовавшие в проведении учебной тревоги, докладывают руководителю организации о результатах проведения учебно-тренировочного занятия, после чего составляется Акт проведения учебной тревоги, который подписывается всеми членами комиссии, утверждается председателем комиссии по проведению учебно-тренировочных занятий и передается руководителю организации.<br> В Акте проведения учебной тревоги рекомендуется указывать дату проведения, вид и место предполагаемой условной аварии, выявленные членами комиссии при проведении учебно-тренировочного занятия отступления от требований промышленной безопасности, а также перечень мероприятий, необходимых для устранения выявленных в ходе учений несоответствий и повышения уровня готовности организации к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, с указанием сроков их выполнения.<br> Контроль выполнения мероприятий, указанных в Акте проведения учебно-тренировочных занятий, рекомендуется возлагать на должностное лицо, ответственное за обеспечение промышленной безопасности в организации.<br> При неудовлетворительных результатах учебно-тренировочных занятий рекомендуется предусматривать их повторное проведение после детального изучения допущенных ошибок.<br> Рекомендуемая периодичность проведения учебно-тренировочных занятий - не реже одного раз в год для каждого опасного производственного объекта (посезонно, в зимнее и летнее время), с фиксированием результатов проведения указанных занятий в журнале.<br> Основные задачи и периодичность проведения командно-штабных учений или штабных тренировок, а также комплексных учений определены Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 29.11.2018) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". </p>

НКПРОМ
НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92
127410
Россия
Московская область
Москва
Алтуфьевское шоссе, д.43 стр. 2
8 (495) 795-73-92
Поделитесь в сети:

Подписка на новости


Новости по теме:

НКПРОМ
НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92
127410
Россия
Московская область
Москва
Алтуфьевское шоссе, д.43 стр. 2
8 (495) 795-73-92
nkprom@nkprom.ru