Реализация механизма «регуляторной гильотины» в сфере строительства и ЖКХ
Инфо для руководителей, специалистовВ Правительстве Российской Федерации обсудили вопрос реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере строительства и ЖКХ
12 августа 2019 года в Доме Правительства Российской Федерации состоялось совещание у заместителя Руководителя Аппарата Правительства РФ Юрия Любимова по вопросу формирования рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
В своём вступительном слове Юрий Любимов сообщил о том, что данная группа создана на основании решения Правительства России для реализации механизма «регуляторной гильотины» в Минстрое России.
По каждому отдельному ФОИВу принято решение о создании отдельной Рабочей группы, которая будет заниматься нормативными документами только данного ФОИВа. Её работа будет выстроена по принципу двух уровней: участие руководителя общественной профессионально организации с правом принятия решений на основных совещаниях для снятия разногласий от представителей общественных организаций и объединений профессионального характера в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства с самим органом исполнительной власти, и участие экспертов, которые будут готовить и обсуждать предварительные решения по данным направлениям, давать поедложения по реализации механизма.
Работа группы должна касаться только контроля надзорных функций органа исполнительной власти по всем ее направлениям. Принцип «гильотины» содержит в себе отмену всех действующих актов ФОИВа, в части которого она введена с отложенным сроком. Отменённый акт должны перевнести в указанном ведомстве, предварительно согласовав с профсообществом его необходимость, достаточность и правомерность. Согласно системе, все акты должны быть приняты в дальнейшее использование только после согласования с профсообществом.
Также он сообщил, что при заместителе Председателя Правительства Российской Федерации Константине Чуйченко создана комиссия по контрольным и разрешительным функциям, на которых будут проходить снятия разногласий между ФОИВами и внутри ФОИВов с общественными организациями, если таковые будут поступать. При этом подразумеваемся, что изменению подлежат как подзаконные акты ФОИВа, так и частичное регулирование законодательства, созданное в рамках его работы.
Кроме того, участникам было предложено внимательно посмотреть действующую нормативно-правовую базу с целью её «расчистки» на предмет существующих устаревших и действующих без изменений с давних времен или документов, полностью неиспользуемых в работе последние несколько лет. Такие документы необходимо выявить в результате проверки и создать их перечень для быстрого решения их исключению из регулирующего законодательства РФ, при наличии согласия органов исполнительной власти в срок до сентября текущего года.
В обсуждении вопросов создания и функционирования данных групп активное участие в дискуссии приняли Антон Мороз, Михаил Посохин, Михаил Богданов, Андрей Широков, Дмитрий Попов, Дмитрий Котровский и Михаил Гольдберг.
Всеми участниками было отмечено, что строительная отрасль имеет как субъектное, региональное и муниципальное, так и федеральное регулирование. При этом федеральное осуществляется не только ФОИВами, но и Правительством Российской Федерации. Поэтому было принято решение о том, что работа данной группы и её подгрупп будет связана именно с документами федерального уровня, влияющими, в том числе, на региональную систему регулирования отрасли.
После обсуждения было приятно принципиальное решение о том, что принцип «регуляторной гильотины» в части нормативных документов строительного направления малоприменим для Минстроя России, так как Минстрой России из контрольных надзорных функций имеет таковые только в отношении нацобъединений. Эти два акта были разработаны не так давно и дополнительной корректировки не требуют.
Вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз в своем выступлении озвучил системные проблемы проектно-строительной отрасли с точки зрения регулирования нормативно-технической документации, рассказал об имеющихся сложностях создания новой системы нормативно-технических документов и внесения в неё позиций, которые способствовали бы развитию инвестиционного климата, применению новых строительных экологичных, энергоэффективных материалов и технологий.
Кроме того, он представил обзор имеющихся проблем системы создания и актуализации новых, а также действующих нормативно-технических документов в области строительства отметив, что основной проблемой действующего нормативно-технического регулирования является отсутствие эффективной системы их подготовки, а также устаревание самой системы нормативных документов в строительстве и нормативного акта устанавливающего правила ее разработки и обновления. Это, по его мнению, позволяет создавать в сфере строительства различными ФОИВами, не имеющими прямого отношения к строительству, огромное количество ведомственных нормативов, требующих применения, дублирующих либо противоречащих друг другу, что серьёзно затрудняет проектирование, строительство и инженерные изыскания в стройотрасли, мешает развитию промышленности строительных материалов, созданию и ведению высокотехнологичных отраслевых процессов, а также не стимулирует развитие инновационных технологий в строительстве и фактически не позволяет оперативно работать с нормативно-технической базой с точки зрения актуализации и внесения в неё изменений.
Выступление Антона Мороза было поддержано всеми участниками совещания, которые привели конкретные примеры, указывающие на сложности внесения изменений в данную правовую базу.
Помимо этого, участниками были высказаны предложения о необходимости внесения изменений в саму систему построения этой базы с точки зрения возможной передачи функций регулирования и утверждения обязательных к применению нормативных документов с уровня Правительства Российской Федерации на уровень Минстроя России в случае, если будет принято решение и будет разработана система нормативных документов в строительстве, которая позволит оценить действующую нормативно-техническую базу, привести её в соответствие и устранить противоречия межведомственных нормативов, создать четкую и понятную программу существующей нормативно-технической документации на ближайшие несколько лет, основываясь на имеющихся потребностях и отражающую реальные интересы строительной отрасли.
Такой документ должен быть создан на основании приказа Минстроя России силами профессионального сообщества и, возможно, силами данной комиссии, пройти межведомственное согласование и стать документом, который позволит в дальнейшем всем органам исполнительной власти и заинтересованным лицам вносить в него изменения через единый центр принятия решений Минстроя России при надлежащей аргументации и согласовании с профсообществом. Это сделает невозможным появление задвоенных нормативов, упростит работу внутри системы создания документов и их использования, что позволит тем самым сделать Министерство основным органом исполнительной власти, отвечающим за нормативное регулирование в строительстве. Посыл к такой постановке вопроса содержится в Поручениях Президента России, а также в докладе Минстроя России о необходимости таких решений, представленном на госсовете с участием Владимира Путина.
Создание данного норматива и дальнейшая на его базе работа по пересмотру нормативно-технических документов и созданию новой системы технического регулирования позволит избавиться от таких административных перепонок, как необходимость создания специальных технических условий по большому направлению принимаемых проектных решений, уберёт сдвоенные нормативы, упростит общение с органами Главгосэкспертизы и органами строительного надзора на местах, а также позволит более системно и просто модернизировать строительную нормативную базу и тем самым даст толчок для принятия нормативов, стимулирующих развитие новых, технологичных, энергоэффективных строительных конструкций и производственных решений в дальнейшем.
Данные предложения Антона Мороза активно поддержал Михаил Посохин, также они были поддержаны всеми участниками совещания. Активно в их поддержку выступили Наталия Демидова, Дмитрий Панов, Владимир Трофимов.
Юрий Любимов поручил Антону Морозу подготовить и согласованную с НОПРИЗ в лице Михаила Посохина справку о необходимости данной работы в рамках Рабочей группы с дальнейшем предоставлением для согласования с вице-премьерами Виталием Мутко и Константином Чуйченко. В случае получения положительного решения вице-премьеров внести в перечень работ для данной Рабочей группы это важное для строительной отрасли направления деятельности.
Кроме этого, был принят ещё ряд решений: создать три подгруппы - «Строительство», «Жильё и коммунальное хозяйство», «Реформирование системы нормативных документов в строительстве». В данные группы было принято решение он необходимости выдвижения кандидатов от всех присутствующих общественных объединений, поскольку собравшиеся сочли необходимым участие всех общественных сил в данном процессе, и также обсудили вопрос участия в нём профильного органа исполнительной власти - Минстроя России.
Также было принято решение подготовить и направить в профильный Департамент Правительства Российской Федерации предложения по группам, имеющим отношение к регулированию строительной деятельности, по включению представителей общественных организаций в данные группы для защиты интересов строительного сообщества.
Специалисты Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, которые занимаются разработкой Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года, попросили дополнительно направить в их адрес предложения, связанные с реформированием системы нормативно-технической документации, предложения по созданию системного документа системы нормативно-технической документации в строительстве и необходимости его согласования с ФОИВами, а также вопросы, связанные с проблематиками территориального планирования России и создания системных экономически-обоснованных ДТП, для их учёта и отражения в создаваемой Стратегии.