Об арендной плате, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества
Инфо для руководителей, специалистовПисьмо ТПП РФ от 10.04.2020 N 04в/0086 «О порядке подготовки заключений об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажора) в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)»
При рассмотрении обращений по основаниям невозможности исполнения гражданско-правовых обязательств в связи с установлением нерабочих дней торгово-промышленным палатам рекомендуется при подготовке заключений об обстоятельствах непреодолимой силы запрашивать у заявителей информацию, обосновывающую непосредственное влияние указов Президента от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N 239, а также соответствующих нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ на исполнение заявителем конкретного обязательства, предусмотренного договором, в частности:
- о том, что организация (непосредственная сфера ее деятельности, ее работники) не подпадает под действие ограничительных (запретительных) мер;
- о невозможности обеспечить производственную или иную деятельность в нерабочие дни согласно ранее утвержденному в организации плану производства, графику работ на этот период или иным подобным документам.
Письмо ТПП РФ от 07.04.2020 N Пр/0349 «Об оформлении заключений об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажора) в отношении обязательств по уплате арендных платежей за пользование помещениями в объектах недвижимости коммерческого назначения в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)»
Отмечается, в частности, что проблема взаимоотношений между арендодателями и арендаторами по поводу сроков и размера уплаты арендных платежей в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции во многом уже решена на законодательном уровне и на уровне подзаконных нормативных актов. В этой связи необходимость оформлять заключения об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажора) по договорам аренды недвижимого имущества отсутствует, поскольку в нормативных актах решены не только вопросы временного освобождения сторон от ответственности за неисполнение обязательств, но и определены период и обстоятельства, в течение которых арендаторы могут рассчитывать на снижение арендной платы.
В подобной ситуации необходимо разъяснять предпринимателям целесообразность обращения не в торгово-промышленную палату за получением заключения, а к арендодателю с требованием об изменении условий договора аренды (об уменьшении, отсрочке (рассрочке) уплаты арендной платы).
Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества"
Отсрочка предоставляется в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, за исключением жилых помещений.
Отсрочка предоставляется на срок до 1 октября 2020 года начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ.
В постановлении приводятся условия отсрочки, при этом предусматривается, что Правительством РФ, органами госвласти субъектов РФ, органами местного самоуправления могут быть установлены иные условия предоставления отсрочки в отношении имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Арендодателям - юрлицам и ИП при предоставлении отсрочки рекомендовано предусмотреть уменьшение размера арендной платы с учетом фактического неосуществления арендатором деятельности, а также с учетом установленных нерабочих дней.
Разъяснения ФАС России от 31.03.2020 N СП/26119-ПР/20 "О предоставлении субъектами малого и среднего предпринимательства отсрочки внесения платы за аренду государственного или муниципального недвижимого имущества, которая предоставляется в целях исполнения Распоряжения N 670-р в рамках оказания мер поддержки данным субъектам в связи с распространением новой коронавирусной инфекции"
Сообщается, что заключение таких соглашений в целях исполнения Распоряжения Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" не является нарушением антимонопольного законодательства и Федерального закона "О защите конкуренции".
Кроме того, поскольку заключение допсоглашений осуществляется в целях поддержки субъектов МСП и не направлено на предоставление каких-либо преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, то такие действия не могут быть признаны преференцией в понимании Закона о защите конкуренции.