О рисках реформы экспертизы промышленной безопасности

Ростехнадзор

О том, какие риски несет планируемая реформа в сфере промышленной безопасности и как их возможно избежать, как пройдет переформирование рынка, рассказал заместитель председателя Комитета по промышленной безопасности Торгово-промышленной платы Российской Федерации Владимир Владимирович Котельников.


- Владимир Владимирович, проект поправок в закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отменяющий экспертизу, прошел первое чтение. Планируется его вступление с 1 марта 2022 года. Аварийность сократится? Уровень безопасности вырастет?


- Законопроект полностью не отменяет экспертизу промышленной безопасности, отменяется экспертиза промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений в целях продления сроков их дальнейшей эксплуатации. Конечно, необходимо отметить, что этот объём составляет порядка 90% всех проводимых экспертиз в настоящее время. На сегодня сложно дать какую-либо оценку данным изменениям. Здесь многое зависит от сознательности руководителей эксплуатирующих организаций. Документ предполагает, что вся ответственность за продление срока эксплуатации технических устройств, зданий или сооружений теперь целиком лежит на их плечах. Необходимо два-три года работы в новых условиях для оценки результатов реформы. 


Если руководители эксплуатирующих организаций подойдут к вопросу продления сроков эксплуатации с необходимым уровнем ответственности, то данные изменения положительно скажутся на уровне промышленной безопасности на ОПО. Но для этого эксплуатирующие организации должны проделать большую работу, в которую будет входить написание собственных стандартов, установление механизмов отбора подрядчиков или создания собственных служб. 


То есть, теперь многое будет зависеть именно от того, как руководство эксплуатирующих организаций принимает решение: основываясь на личном опыте либо прибегая к советами профессионалов.


- Как нивелировать риски? Или необходимо подождать два-три года, о которых ранее Вы говорили?


- Необходимо уже сейчас предпринять меры, именно на этом этапе – до принятия закона во втором и третьем чтении и его вступления в силу. Много проблем можно решить на уровне разработки нормативно-технических документов, регламентирующих проведение технического диагностирования и обследования. Это федеральные нормы и правила, руководства безопасности и стандарты. Сейчас федеральные нормы и правила находятся в разработке: по техническому диагностированию и техническому обследованию. Важна глубина их проработки и прозрачность прописанных процедур, в том числе технического диагностирования и требований к нему, а также к тому, кто проводит это диагностирование, что во многом позволит снизить риски. 


К примеру, сейчас предполагается, что техническое диагностирование будет проводить диагност. На самом деле я с трудом представляю такое техническое устройство, полноценную работу по которому может провести один специалист одного профиля. Когда мы говорим о качественной экспертизе промышленной безопасности, то имеем в виду целую команду сотрудников. Есть те, кто проводит замеры, есть – кто проводит дефектоскопию, кто – геодезию, есть эксперты, группа расчетов, группа оформления. 


Это разные специалисты узкого профиля. То же самое должно применяться в диагностировании.


- Вы считаете, что диагностирование и обследование должна проводить специализированная организация или подразделение эксплуатирующей организации, компании, а не отдельный специалист?


- Это решит целый комплекс проблем, в том числе на первый взгляд и формальных. К примеру, диагност – физическое лицо. Как он может выйти на закупочную процедуру организации? Какие требования к нему прописывать? Не говоря уже об ответственности, компетенции и техническом оснащении отдельного человека.


- Такие организации должны лицензироваться?


- В современных условиях это невозможно. 

Но есть добровольная система аккредитации. Может идти речь о профессиональных сообществах, которые затем трансформируются в систему саморегулируемых организаций. Есть Федеральная экспертная палата в области промышленной безопасности, чей рейтинг по экспертизе при поддержке Ростехнадзора успешно стартовал. 


- Тогда каким образом оценивать диагностов?


- С диагностами несколько проще. Существует утвержденный Минюстом профессиональный стандарт – «Специалист в сфере промышленной безопасности». Стандарт разработал Комитет по промышленной безопасности и Совет по профессиональным квалификациям ТПП России. 

К сожалению, оценка по нему пока не ведется – еще один риск реформы. Хотя на первом этапе диагностирование могут вести эксперты в области промышленной безопасности. 


- Новый вид деятельности – диагностирование. Отмена экспертизы. Уход экспертов или их переход в статус диагностов. Свои диагностические центры у корпораций. Мы говорим о перераспределении рынка?


- Я бы скорее говорил не о перераспределении рынка, а о его перезагрузке. Сейчас объясню, что я имею в виду.


Многие экспертные организации перепрофилируются. Безусловно, часть исчезнет: те, у кого нет парка своего оборудования, или те, кто вел не совсем «чистоплотную деятельность». 


Произойдет переоценка стоимости, продление ресурса. Сейчас цена экспертизы неоправданно низка. Все понимают, что за такие деньги качественно провести экспертизу просто невозможно. Мы в комитете ТПП проанализировали данные тендерных площадок. Порой в ходе торгов стоимость падает на 90%! Если нормативная документация, регламентирующая проведение технического диагностирования и обследования, будет написана должным образом, с диагностированием такие вещи будут просто невозможны. Здесь можно использовать и методики определения минимальной цены на экспертизу, опубликованные на сайте Ростехнадзора. Когда мы их разрабатывали в ТПП, то дальновидно заложили возможность расчета по ним стоимости на диагностирование.


Также не пугает и создание собственных диагностических центров на крупных предприятиях и площадках. Мы произвели расчет стоимости содержания такого центра для предприятия. Если в год на экспертизу предприятие тратит порядка 150 миллионов рублей, то с переходом на собственные силы получается порядка 260 миллионов по году. В цифрах видна очевидная экономическая нецелесообразность таких решений.


- Всё, о чем мы с Вами сейчас говорили, больше подходит к крупным объектам I и II классов опасности. Как быть тогда с III и IV классами опасности?


- На них распространяются все те же нормы, что и на высшие классы. Новая реформа не учитывает риск-ориентированный подход. Хотя внимания к таким объектам зачастую должно быть куда больше, на это есть ряд причин: частая смена руководства, смена собственников, отсутствие плановых надзорных мероприятий со стороны Ростехнадзора. 


Это говорит о важности подготовки качественной подзаконной базы, в первую очередь проработанных федеральных норм и правил по техническому диагностированию. 


Именно на уровне документов Ростехнадзора нужно снять все риски, и это необходимо сделать сейчас!


Источник: RISKNEWS

О рисках реформы экспертизы промышленной безопасности

<p style="text-align: justify;" align="left"> О том, какие риски несет планируемая реформа в сфере промышленной безопасности и как их возможно избежать, как пройдет переформирование рынка, рассказал заместитель председателя Комитета по промышленной безопасности Торгово-промышленной платы Российской Федерации Владимир Владимирович Котельников. </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> - Владимир Владимирович, проект поправок в закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отменяющий экспертизу, прошел первое чтение. Планируется его вступление с 1 марта 2022 года. Аварийность сократится? Уровень безопасности вырастет? </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> - Законопроект полностью не отменяет экспертизу промышленной безопасности, отменяется экспертиза промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений в целях продления сроков их дальнейшей эксплуатации. Конечно, необходимо отметить, что этот объём составляет порядка 90% всех проводимых экспертиз в настоящее время. На сегодня сложно дать какую-либо оценку данным изменениям. Здесь многое зависит от сознательности руководителей эксплуатирующих организаций. Документ предполагает, что вся ответственность за продление срока эксплуатации технических устройств, зданий или сооружений теперь целиком лежит на их плечах. Необходимо два-три года работы в новых условиях для оценки результатов реформы.  </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> Если руководители эксплуатирующих организаций подойдут к вопросу продления сроков эксплуатации с необходимым уровнем ответственности, то данные изменения положительно скажутся на уровне промышленной безопасности на ОПО. Но для этого эксплуатирующие организации должны проделать большую работу, в которую будет входить написание собственных стандартов, установление механизмов отбора подрядчиков или создания собственных служб.  </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> То есть, теперь многое будет зависеть именно от того, как руководство эксплуатирующих организаций принимает решение: основываясь на личном опыте либо прибегая к советами профессионалов. </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> - Как нивелировать риски? Или необходимо подождать два-три года, о которых ранее Вы говорили? </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> - Необходимо уже сейчас предпринять меры, именно на этом этапе – до принятия закона во втором и третьем чтении и его вступления в силу. Много проблем можно решить на уровне разработки нормативно-технических документов, регламентирующих проведение технического диагностирования и обследования. Это федеральные нормы и правила, руководства безопасности и стандарты. Сейчас федеральные нормы и правила находятся в разработке: по техническому диагностированию и техническому обследованию. Важна глубина их проработки и прозрачность прописанных процедур, в том числе технического диагностирования и требований к нему, а также к тому, кто проводит это диагностирование, что во многом позволит снизить риски.  </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> К примеру, сейчас предполагается, что техническое диагностирование будет проводить диагност. На самом деле я с трудом представляю такое техническое устройство, полноценную работу по которому может провести один специалист одного профиля. Когда мы говорим о качественной экспертизе промышленной безопасности, то имеем в виду целую команду сотрудников. Есть те, кто проводит замеры, есть – кто проводит дефектоскопию, кто – геодезию, есть эксперты, группа расчетов, группа оформления.  </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> Это разные специалисты узкого профиля. То же самое должно применяться в диагностировании. </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> - Вы считаете, что диагностирование и обследование должна проводить специализированная организация или подразделение эксплуатирующей организации, компании, а не отдельный специалист? </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> - Это решит целый комплекс проблем, в том числе на первый взгляд и формальных. К примеру, диагност – физическое лицо. Как он может выйти на закупочную процедуру организации? Какие требования к нему прописывать? Не говоря уже об ответственности, компетенции и техническом оснащении отдельного человека. </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> - Такие организации должны лицензироваться? </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> - В современных условиях это невозможно.  </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> Но есть добровольная система аккредитации. Может идти речь о профессиональных сообществах, которые затем трансформируются в систему саморегулируемых организаций. Есть Федеральная экспертная палата в области промышленной безопасности, чей рейтинг по экспертизе при поддержке Ростехнадзора успешно стартовал.  </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> - Тогда каким образом оценивать диагностов? </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> - С диагностами несколько проще. Существует утвержденный Минюстом профессиональный стандарт – «Специалист в сфере промышленной безопасности». Стандарт разработал Комитет по промышленной безопасности и Совет по профессиональным квалификациям ТПП России.  </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> К сожалению, оценка по нему пока не ведется – еще один риск реформы. Хотя на первом этапе диагностирование могут вести эксперты в области промышленной безопасности.  </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> - Новый вид деятельности – диагностирование. Отмена экспертизы. Уход экспертов или их переход в статус диагностов. Свои диагностические центры у корпораций. Мы говорим о перераспределении рынка? </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> - Я бы скорее говорил не о перераспределении рынка, а о его перезагрузке. Сейчас объясню, что я имею в виду. </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> Многие экспертные организации перепрофилируются. Безусловно, часть исчезнет: те, у кого нет парка своего оборудования, или те, кто вел не совсем «чистоплотную деятельность».  </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> Произойдет переоценка стоимости, продление ресурса. Сейчас цена экспертизы неоправданно низка. Все понимают, что за такие деньги качественно провести экспертизу просто невозможно. Мы в комитете ТПП проанализировали данные тендерных площадок. Порой в ходе торгов стоимость падает на 90%! Если нормативная документация, регламентирующая проведение технического диагностирования и обследования, будет написана должным образом, с диагностированием такие вещи будут просто невозможны. Здесь можно использовать и методики определения минимальной цены на экспертизу, опубликованные на сайте Ростехнадзора. Когда мы их разрабатывали в ТПП, то дальновидно заложили возможность расчета по ним стоимости на диагностирование. </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> Также не пугает и создание собственных диагностических центров на крупных предприятиях и площадках. Мы произвели расчет стоимости содержания такого центра для предприятия. Если в год на экспертизу предприятие тратит порядка 150 миллионов рублей, то с переходом на собственные силы получается порядка 260 миллионов по году. В цифрах видна очевидная экономическая нецелесообразность таких решений. </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> - Всё, о чем мы с Вами сейчас говорили, больше подходит к крупным объектам I и II классов опасности. Как быть тогда с III и IV классами опасности? </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> - На них распространяются все те же нормы, что и на высшие классы. Новая реформа не учитывает риск-ориентированный подход. Хотя внимания к таким объектам зачастую должно быть куда больше, на это есть ряд причин: частая смена руководства, смена собственников, отсутствие плановых надзорных мероприятий со стороны Ростехнадзора.  </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> Это говорит о важности подготовки качественной подзаконной базы, в первую очередь проработанных федеральных норм и правил по техническому диагностированию.  </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> Именно на уровне документов Ростехнадзора нужно снять все риски, и это необходимо сделать сейчас! </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <p style="text-align: justify;" align="left"> <br> </p> <p style="text-align: justify;"> </p> <div> Источник: RISKNEWS </div> <p style="text-align: justify;"> </p>

НКПРОМ
НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92
127410
Россия
Московская область
Москва
Алтуфьевское шоссе, д.43 стр. 2
8 (495) 795-73-92
Поделитесь в сети:

Подписка на новости


Новости по теме:

НКПРОМ
НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92
127410
Россия
Московская область
Москва
Алтуфьевское шоссе, д.43 стр. 2
8 (495) 795-73-92
nkprom@nkprom.ru