Минэкономразвития: Законопроект о государственном и муниципальном контроле и надзоре
Инфо для руководителей, специалистовМинэкономразвития РФ разработал законопроекто государственном и муниципальном контроле и надзоре
Данный документ должен заменить действующий Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». НО основная его задача - сформировать новую отрасль в российском праве, контрольно-надзорное право.
Законопроектом предусмотрено разделение видов надзора (финансовый, банковский, налоговый, акционерный). Документом введено новое правило - прокурорский надзор должен будет проводится «на общих основаниях», исключения для него не предусмотрено.
Кроме того, все обязательные требования, которые введены актами Правительства РФ, министерств и ведомств, принятыми до 1 января 2021 года, – перестанут быть предметом контроля.
Риск-ориентированная система станет основной моделью проведения контрольно-надзорных мероприятий. Должностные лица всех надзорных органов будут именоваться одинаково - инспекторы.
Согласно законопроекту, будут разделять контрольно-надзорные действия и контрольно-надзорные мероприятия. К первым относятся осмотр, допрос, отбор проб, эксперимент, отбирание письменных объяснений. Ко второй группе – самостоятельные надзорные процедуры, такие как проверка, рейд, закупка. Помимо этого, предусмотрен широкий ассортимент профилактических мероприятий - выдача рекомендаций, профилактический визит, меры поощрения за добросовестность и так далее.
Например, по итогам профвизита можно только оценивать и давать рекомендации, а вот наказывать и выдавать предписания нельзя. Такой визит и инспекторы могут нанести в первый год после открытия предприятия, а к остальным – по обстоятельствам.
В список профилактических мероприятий включено профилактическое сопровождение. По отдельному договору между контролируемым лицом и надзорным органом последний предварительно оценивает состояние законности у поднадзорного лица и затем предоставляет рекомендации об оптимальном способе соблюдения обязательных требований. При этом проект закона прямо разрешает субъективное усмотрение руководителя надзорного органа по вопросам профилактического сопровождения.
Основания для надзорных мероприятий остались прежними, что и в действующем законодательстве. Но вместо формулировки, связанной с угрозой или причинением вреда жизни, здоровью и прочим ценностям, появилась «наличие достаточных достоверных данных, свидетельствующих о нарушении обязательных требований».
В новом законодательстве о контроле надзоре будет значительно расширен реестр надзорных мероприятий. Кроме проверки, контрольной закупки и рейда инспекторы начнут проводить:
- выездное обследование (инспектор приходит и сам, без взаимодействия с контролируемым, все осматривает, а если видит нарушения, – фиксирует их на фото- или видеокамеру);- мониторинговую закупку (добыча образцов, которые затем отправят в лабораторию на исследование);
- выборочный контроль (изъятие образцов товара для исследования)
- инспекционный визит (разновидность выездной проверки).
Все виды надзора будут занесены в специальный реестр. Причиной отказа в проверке может стать отсутствие административного регламента, положения о виде контроля и о факте надзора в реестре.
Абсолютно все сведения о контрольных мероприятиях должны оперативно появляться в едином реестре проверок. Если на момент начала надзорного мероприятия никаких сведений о нем в перечне проверок нет – инспектору можно отказать в проведении проверки.
У каждого ИП и юрлица будет собственный электронный личный кабинет, через который можно будет, в том числе, передавать документы в надзорный орган. После завершения проверки контролируемое лицо получит не только акт, предписание и протокол об административно правонарушении, если таковое было зафиксировано, но и рекомендации по соблюдению обязательных требований.