Федеральный закон «О химической безопасности в Российской Федерации». Проект

Ростехнадзор

Опубликован проект федерального закона «О химической безопасности в Российской Федерации» (далее - Законопроект).

Законопроект подготовлен в целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2019 № 97, в части нормативно-правового регулирования и государственного управления в данной области.

В настоящее время на законодательном уровне отсутствует комплексное регулирование вопросов обеспечения химической безопасности в Российской Федерации как системы взаимоувязанных мер, функционирующей на основе взаимодействия заинтересованных органов государственной власти на федеральном и региональном уровне в целях противодействия возникновению химических угроз, организации защиты населения и охраны окружающей среды, а также ликвидации последствий воздействия опасных химических факторов.

Вместе с тем наблюдается нарастание химических угроз различного рода, что требует формирования единых межотраслевых подходов в этой сфере и их законодательного закрепления для создания и функционирования эффективной системы обеспечения химической безопасности в Российской Федерации.

Законопроект восполняет существующий правовой пробел и определяет содержание деятельности по обеспечению химической безопасности, в том числе путем введения понятийного аппарата, в настоящее время отсутствующего в законодательстве, для однозначного толкования и формирования единой правоприменительной практики с учетом специфичности области регулирования.

К таким определениям относятся:
• химическая безопасность,
• опасный химический фактор,
• химический риск, допустимый уровень химического риска,
• химическая угроза (опасность),
• химическая защита, потенциально опасное химическое вещество,
• опасные стойкие химические соединения, биоаккумуляция, токсичность, нормативы химической безопасности,
• несовершенная технология,
• химически опасные отходы, источник химической опасности,
• потенциально опасный химический объект,
• химически загрязненная территория,
• зона химического заражения,
• мониторинг химических рисков,
• оценка химического риска,
• план реагирования на химические угрозы (опасности).

В Законопроекте приведено определение понятия «потенциально опасный химический объект» - объект, используемый для производства, хранения, переработки, использования или транспортировки потенциально опасных химических веществ, повреждение или разрушение которого, в том числе в случае аварии, может создать опасность для жизни или здоровья человека, либо нанести вред окружающей среде.

Законопроект регулирует вопросы, которые не могут быть частью отраслевого законодательства в силу их комплексного характера, включая охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, защиту животных и растений, охрану окружающей среды, и предусматривает:
• определение основных химических угроз и организацию комплекса мер, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды ‎от воздействия опасных химических факторов;
• установление порядка проведения мониторинга химических рисков для оценки эффективности реализации мероприятий, направленных ‎на обеспечение химической безопасности;
• организацию государственной информационной системы в области обеспечения химической безопасности, формируемой в целях управления химическими рисками.

Кроме того, в Законопроекте определены полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области химической безопасности, а также права и обязанности граждан ‎и организаций в данной области.
При подготовке Законопроекта учтено, что организация отдельного государственного контроля (надзора) в области обеспечения химической безопасности не потребуется, так как он будет обеспечен уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельных контрольных (надзорных) функций, направленных на обеспечение химической безопасности.

Ранее сообщалось об определении перечня мероприятий, необходимых для обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, в который  в числе прочего вошла подготовка следующих проектов федеральных законов:
• «О химической безопасности Российской Федерации», а также актов, необходимых для его реализации;
• «О промышленной безопасности» (новая редакция), предусматривающего проведение аудита систем управления промышленной безопасностью на химически опасных производственных объектах.

Федеральный закон «О химической безопасности в Российской Федерации». Проект

<p style="text-align: justify;"> <b><a href="/upload/prikazy/1-131021.pdf">Опубликован проект федерального закона «О химической безопасности в Российской Федерации»</a> </b>(далее - Законопроект).<br> <br> Законопроект подготовлен в целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2019 № 97, в части нормативно-правового регулирования и государственного управления в данной области.<br> <br> В настоящее время на законодательном уровне отсутствует комплексное регулирование вопросов обеспечения химической безопасности в Российской Федерации как системы взаимоувязанных мер, функционирующей на основе взаимодействия заинтересованных органов государственной власти на федеральном и региональном уровне в целях противодействия возникновению химических угроз, организации защиты населения и охраны окружающей среды, а также ликвидации последствий воздействия опасных химических факторов.<br> <br> Вместе с тем наблюдается нарастание химических угроз различного рода, что требует формирования единых межотраслевых подходов в этой сфере и их законодательного закрепления для создания и функционирования эффективной системы обеспечения химической безопасности в Российской Федерации.<br> <br> Законопроект восполняет существующий правовой пробел и определяет содержание деятельности по обеспечению химической безопасности, в том числе путем введения понятийного аппарата, в настоящее время отсутствующего в законодательстве, для однозначного толкования и формирования единой правоприменительной практики с учетом специфичности области регулирования.<br> <br> К таким определениям относятся: <br> • химическая безопасность, <br> • опасный химический фактор,<br> • химический риск, допустимый уровень химического риска,<br> • химическая угроза (опасность),<br> • химическая защита, потенциально опасное химическое вещество,<br> • опасные стойкие химические соединения, биоаккумуляция, токсичность, нормативы химической безопасности,<br> • несовершенная технология,<br> • химически опасные отходы, источник химической опасности,<br> • потенциально опасный химический объект,<br> • химически загрязненная территория,<br> • зона химического заражения,<br> • мониторинг химических рисков,<br> • оценка химического риска, <br> • план реагирования на химические угрозы (опасности).<br> <br> В Законопроекте приведено определение понятия «потенциально опасный химический объект» - объект, используемый для производства, хранения, переработки, использования или транспортировки потенциально опасных химических веществ, повреждение или разрушение которого, в том числе в случае аварии, может создать опасность для жизни или здоровья человека, либо нанести вред окружающей среде.<br> <br> Законопроект регулирует вопросы, которые не могут быть частью отраслевого законодательства в силу их комплексного характера, включая охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, защиту животных и растений, охрану окружающей среды, и предусматривает:<br> • определение основных химических угроз и организацию комплекса мер, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды ‎от воздействия опасных химических факторов;<br> • установление порядка проведения мониторинга химических рисков для оценки эффективности реализации мероприятий, направленных ‎на обеспечение химической безопасности;<br> • организацию государственной информационной системы в области обеспечения химической безопасности, формируемой в целях управления химическими рисками.<br> <br> Кроме того, в Законопроекте определены полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области химической безопасности, а также права и обязанности граждан ‎и организаций в данной области.<br> При подготовке Законопроекта учтено, что организация отдельного государственного контроля (надзора) в области обеспечения химической безопасности не потребуется, так как он будет обеспечен уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельных контрольных (надзорных) функций, направленных на обеспечение химической безопасности.<br> <br> Ранее сообщалось об определении перечня мероприятий, необходимых для обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, в который  в числе прочего вошла подготовка следующих проектов федеральных законов:<br> • «О химической безопасности Российской Федерации», а также актов, необходимых для его реализации;<br> • «О промышленной безопасности» (новая редакция), предусматривающего проведение аудита систем управления промышленной безопасностью на химически опасных производственных объектах. </p>

НКПРОМ
НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92
127410
Россия
Московская область
Москва
Алтуфьевское шоссе, д.43 стр. 2
8 (495) 795-73-92
Поделитесь в сети:

Подписка на новости


Новости по теме:

НКПРОМ
НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92
127410
Россия
Московская область
Москва
Алтуфьевское шоссе, д.43 стр. 2
8 (495) 795-73-92
nkprom@nkprom.ru