Декларирование безопасности гидротехнических сооружений в России отстает от графика

Ростехнадзор

Директор ФБУ «НТЦ Энергобезопасность» Пётр Кангыин считает, что декларирование безопасности гидротехнических сооружений в России отстает от графика во многом из-за неквалифицированных организаций, привлекаемых к этой работе. Такое мнение он высказал в ходе своего выступления на проходящем в эти дни в Пятигорске семинаре-совещании Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Итоги контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзора в области федерального государственного энергетического надзора, надзора за безопасностью ГТС в 2019 году и задачи на 2020 год».

«Каждый год проводится работа по декларированию безопасности в среднем четырехсот ГТС разных классов и направлений, при том, что ежегодно планируется декларирование гораздо большего количества объектов. Незадекларированные ГТС являются потенциальными источниками опасности. Отставание от графика декларирования происходит по разным причинам, в том числе из-за финансовой и организационной несостоятельности декларанта, привлечения к разработке неквалифицированных организаций», - сказал Пётр Каныгин.

Директор подведомственного Ростехнадзору учреждения указал ряд проблем, сказывающихся на качестве и своевременности декларирования безопасности гидротехнических сооружений.

Так, он отметил неоднозначность порядка подтверждения необходимости первичного декларирования некоторых ГТС. Вызывает вопрос применение упрощенных методик при расчете размера вероятного вреда для ГТС 3 и 4 класса, что искусственно приводит к завышению значений ущерба. Также отсутствует закрепленный в нормативах порядок проведения преддекларационного обследования, что вызывает разногласия между собственником и органом надзора. Кроме того, неоднозначна необходимость декларирования ГТС 4 класса лишь для того, чтобы официального присвоить этот 4 класс.

Пётр Каныгин также сообщил, что по опыту проведения экспертиз, наблюдается снижение качества и своевременность выполнения работ по декларированию. Частой причиной низкого качества декларации, в т.ч. критериев безопасности, является привлечение декларантами, организаций, обладающих незначительным опытом, либо вообще без такового.

Аналогична проблеме низкого качества деклараций и проблема снижения качества экспертных заключений. Она, по мнению директора ФБУ «НТЦ Энергобезопасность», обусловлена нахождением в перечне экспертных центров организаций, выполняющих экспертизы деклараций безопасности на низком профессиональном уровне.

«По сути, экспертные заключения таких организаций сводятся к оценке соответствия формы и состава пакета представленной на экспертизу документации действующим требованиям, а содержание, ключевые моменты экспертизы, такие как достоверность представленных данных, обоснованность оценки состояния и уровня безопасности ГТС, оценка применяемых методов анализа и оценки состояния, достаточность планируемых мер по обеспечению безопасности ГТС и так далее, остается без должного внимания», - сказал Пётр Каныгин.

По его мнению, решение всех указанных проблем может быть достигнуто путем пересмотра новых нормативных документов, в том числе в рамках реализации «регуляторной гильотины». Также необходимо большее вовлечение в контрольно-надзорную деятельность Ростехнадзора организаций научно-технической поддержки.

Декларирование безопасности гидротехнических сооружений в России отстает от графика

<p style="text-align: justify;"> Директор ФБУ «НТЦ Энергобезопасность» Пётр Кангыин считает, что декларирование безопасности гидротехнических сооружений в России отстает от графика во многом из-за неквалифицированных организаций, привлекаемых к этой работе. Такое мнение он высказал в ходе своего выступления на проходящем в эти дни в Пятигорске семинаре-совещании Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Итоги контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзора в области федерального государственного энергетического надзора, надзора за безопасностью ГТС в 2019 году и задачи на 2020 год». </p> <p style="text-align: justify;"> «Каждый год проводится работа по декларированию безопасности в среднем четырехсот ГТС разных классов и направлений, при том, что ежегодно планируется декларирование гораздо большего количества объектов. Незадекларированные ГТС являются потенциальными источниками опасности. Отставание от графика декларирования происходит по разным причинам, в том числе из-за финансовой и организационной несостоятельности декларанта, привлечения к разработке неквалифицированных организаций», - сказал Пётр Каныгин. </p> <p style="text-align: justify;"> Директор подведомственного Ростехнадзору учреждения указал ряд проблем, сказывающихся на качестве и своевременности декларирования безопасности гидротехнических сооружений. </p> <p style="text-align: justify;"> Так, он отметил неоднозначность порядка подтверждения необходимости первичного декларирования некоторых ГТС. Вызывает вопрос применение упрощенных методик при расчете размера вероятного вреда для ГТС 3 и 4 класса, что искусственно приводит к завышению значений ущерба. Также отсутствует закрепленный в нормативах порядок проведения преддекларационного обследования, что вызывает разногласия между собственником и органом надзора. Кроме того, неоднозначна необходимость декларирования ГТС 4 класса лишь для того, чтобы официального присвоить этот 4 класс. </p> <p style="text-align: justify;"> Пётр Каныгин также сообщил, что по опыту проведения экспертиз, наблюдается снижение качества и своевременность выполнения работ по декларированию. Частой причиной низкого качества декларации, в т.ч. критериев безопасности, является привлечение декларантами, организаций, обладающих незначительным опытом, либо вообще без такового. </p> <p style="text-align: justify;"> Аналогична проблеме низкого качества деклараций и проблема снижения качества экспертных заключений. Она, по мнению директора ФБУ «НТЦ Энергобезопасность», обусловлена нахождением в перечне экспертных центров организаций, выполняющих экспертизы деклараций безопасности на низком профессиональном уровне. </p> <p style="text-align: justify;"> «По сути, экспертные заключения таких организаций сводятся к оценке соответствия формы и состава пакета представленной на экспертизу документации действующим требованиям, а содержание, ключевые моменты экспертизы, такие как достоверность представленных данных, обоснованность оценки состояния и уровня безопасности ГТС, оценка применяемых методов анализа и оценки состояния, достаточность планируемых мер по обеспечению безопасности ГТС и так далее, остается без должного внимания», - сказал Пётр Каныгин. </p> <p style="text-align: justify;"> По его мнению, решение всех указанных проблем может быть достигнуто путем пересмотра новых нормативных документов, в том числе в рамках реализации «регуляторной гильотины». Также необходимо большее вовлечение в контрольно-надзорную деятельность Ростехнадзора организаций научно-технической поддержки. </p>

НКПРОМ
НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92
127410
Россия
Московская область
Москва
Алтуфьевское шоссе, д.43 стр. 2
8 (495) 795-73-92
Поделитесь в сети:

Подписка на новости


Новости по теме:

НКПРОМ
НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92
127410
Россия
Московская область
Москва
Алтуфьевское шоссе, д.43 стр. 2
8 (495) 795-73-92
nkprom@nkprom.ru