12 новых правил проведения капитального ремонта. Правительством учтены предложения лифтовиков

Инфо для руководителей, специалистов

9 октября 2021 года вступила в силу новая редакция Положения, утвержденного Постановлением Правительства России от 1 июля 2016 г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме…», изменения внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2021 № 1643 (опубликовано 01.10.2021г.).

Нововведения прокомментировали руководитель юридической службы Национального Лифтового Союза Андрей Моисеев и первый вице-президент НЛС, генеральный директор АДС «СО «Лифтсервис» Алексей Захаров. Они напомнили, что работа над данной редакцией постановления стартовала еще до начала ограничений, вызванных пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. Минстроем России проводилось общественное обсуждение проекта, в ходе которого организации-члены НЛС представили предложения для включения в итоговый документ.

Новая редакция Постановления РФ № 615 затрагивает вопросы проведения аукционов и предварительного отбора их участников. Изменения:

1. В п. 13 прежней редакции было предусмотрено, что в состав комиссии по проведению предварительного отбора помимо должностных лиц органа по ведению реестра должны включаться уполномоченные представители общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, созданного в субъекте Российской Федерации, а также представители иных общественных организаций. Теперь же такой обязанности у органа по ведению реестра нет, но у него остается право включать таких представителей.

2. В п. 23, определяющего требования к участникам предварительного отбора, появилось новое важное требование:«наличие в штате участника предварительного отбора по месту основной работы не менее одного работника, ответственного за организацию производства работ по монтажу и пусконаладке технических устройств (систем вертикального транспорта) - лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов, пассажирских конвейеров, уровень квалификации которого соответствует уровню, установленному соответствующим профессиональным стандартом, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в случае проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предмету электронного аукциона, предусмотренному подпунктом «в» пункта 8 настоящего Положения».

Речь в данном случае идет об оказании услуг и (или) выполнении работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (далее - ремонт (замена, модернизация) лифтов). Это положение позволяет обеспечить выполнение требований Постановления Правительства РФ от 24 июня 2017 г. № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов…», которое связывает статус квалифицированного персонала с соответствием его положениям профессиональных стандартов и независимой оценкой квалификации такого персонала.

3. Изменились положения, касающиеся оснований исключения из реестра квалифицированных подрядных организаций.

П. 66 (пп. «ж») теперь позволяет исключить организацию из реестра в случае наличия у подрядной организации, включенной в реестр квалифицированных подрядчиков, контракта и (или) договора на оказание услуг и (или) выполнение работ, аналогичных предмету предварительного отбора, расторгнутого по решению суда или по требованию одной из сторон такого контракта и (или) договора в связи с существенными нарушениями подрядной организацией условий такого контракта и (или) договора, – в части соответствующего предмета электронного аукциона, в котором подрядная организация имеет право принять участие.

Ранее срок, на протяжении которого учитывалась такая информация, ограничивался 3-летним периодом. Теперь же требования по отношению к участникам существенно ужесточились. Однако становится неясным, может ли в таком случае организация, исключенная из реестра, по прошествии времени в нем восстановиться?

4. Существенные изменения, актуальные для строительных организаций, внесены в п. 69. Так, если сведения об организации относительно начальной цены по аукционам, где такая организация может принять участие, изменились, то такая организация должна представить документы, «подтверждающие наличие за 3 года, предшествующих дате уведомления органа по ведению реестра о таком изменении, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных соответствующим предметам электронного аукциона, с предельным размером обязательств по договорам на оказание указанных аналогичных услуг и (или) выполнение указанных аналогичных работ на сумму не менее 10 процентов предельного размера обязательств по договорам строительного подряда, в соответствии с которыми такой подрядной организацией, как членом соответствующей саморегулируемой организации, внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств».

5. П. 70 и 70(1) изменяют функции комиссии (по строительным контрактам). Ранее при изменении информации в реестре орган по ведению этого реестра вносил информацию сам. Теперь же схема такая: орган по ведению реестра, получив такую информацию, направляет ее в комиссию, а уже после ее проверки вносит в реестр. Но это только по строительным контрактам. В отношении же всех остальных работ можно отметить увеличение срока внесения изменений (не 3 дня, а 5).

6. Применительно к лифтам изменился п. 78(1), касающийся возможности объединения закупок. Так, отныне заказчик при проведении капитального ремонта может объединять в один предмет закупки оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов, за исключением работ, предусмотренных подпунктом «е» пункта 8 Положения (выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов».

Ранее можно было объединять в одну закупку оценку технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработку проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнение работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов, за исключением работ, предусмотренных подпунктом «е» пункта 8 Положения, и при условии, что работы по ремонту (замене, модернизации) лифтов не включают работы по ремонту лифтовых шахт.

При этом немного изменилось и положение об экспертизе. Так, подрядная организация, с которой заключен договор о проведении капитального ремонта по результатам такой закупки, вправе приступить к выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов только после получения положительного заключения экспертизы (в т.ч. негосударственной) проектной документации на соответствующие виды работ, за исключением работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов. Ранее такая экспертиза должна была быть строго государственной. Действительно, ремонт лифтов и ранее исключался из данного порядка. Но, например, ремонт лифтовых шахт в данном случае не исключен, что расширяет возможности проведения экспертизы.

7. Изменение статуса представителей общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, созданного в субъекте Российской Федерации, а также представителей иных общественных организаций отразилось и на составе комиссии по закупкам: если ранее они должны были включаться в ее состав, то теперь это право (п. 81).

8. В лучшую сторону для добросовестных организаций изменились антидемпинговые меры при проведении закупок (п. 90): «Если при проведении электронного аукциона участником закупки, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта, предложена цена, которая на 20 (ранее было 25) и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, договор о проведении капитального ремонта заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора о проведении капитального ремонта в размере, превышающем в 2 (ранее – 1,5) раза размер обеспечения его исполнения, указанный в документации об электронном аукционе, но не менее чем в размере аванса (если договором о проведении капитального ремонта предусмотрена выплата аванса)». Снижение процентовки предусмотрено и для строительно-монтажных работ.

9. Сближение 615-го Постановления с контрактной системой проявляется в рецепции нормы об описании закупок. Появился новый пункт 135(1): «Заказчик при описании в документации об электронном аукционе объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) материалов и оборудования, работ, услуг, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемых материалов и оборудования, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии».

10. Изменилась редакция п. 152. Он предусматривает, что в случае если после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подана ни одна заявка, электронный аукцион признается несостоявшимся. Прежняя редакция предусматривала, что в этом случае заказчик объявляет о проведении нового электронного аукциона.

Теперь положение о необходимости проведения нового электронного аукциона исключено. На деле это означает право заказчика объявить о проведении повторного электронного аукциона либо заключить договор о проведении капитального ремонта с единственной подрядной организацией.

11. Усилились позиции банков в закупках. Появился новый пункт 219(1): «Заказчик вправе предусмотреть в проекте договора о проведении капитального ремонта условие о банковском сопровождении договора о проведении капитального ремонта, предусматривающее обеспечение банком на основании договора, заключаемого с подрядной организацией и всеми привлекаемыми в ходе исполнения договора о проведении капитального ремонта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения договора о проведении капитального ремонта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов такого мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых заказчиком услуг и (или) работ (их результатов) условиям сопровождаемого договора о проведении капитального ремонта».

12. П. 220 дополняет основания для отказа заказчика от заключения договора. Так, если выяснилось, что победитель на этих домах уже осуществляет строительный контроль, то приниматься за другие работы (а именно - оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов; оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений) – он не должен. Можно сказать, что Правительство России стремится обеспечить независимость при выполнении данных работ.

12 новых правил проведения капитального ремонта. Правительством учтены предложения лифтовиков

<p style="text-align: justify;"> <b><a href="/upload/prikazy/0001202110010055.pdf">9 октября 2021 года вступила в силу новая редакция Положения, утвержденного Постановлением Правительства России от 1 июля 2016 г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме…», изменения внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2021 № 1643 (опубликовано 01.10.2021г.).</a></b><br> <br> Нововведения прокомментировали руководитель юридической службы Национального Лифтового Союза Андрей Моисеев и первый вице-президент НЛС, генеральный директор АДС «СО «Лифтсервис» Алексей Захаров. Они напомнили, что работа над данной редакцией постановления стартовала еще до начала ограничений, вызванных пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. Минстроем России проводилось общественное обсуждение проекта, в ходе которого организации-члены НЛС представили предложения для включения в итоговый документ.<br> <br> Новая редакция Постановления РФ № 615 затрагивает вопросы проведения аукционов и предварительного отбора их участников. Изменения:<br> <br> 1. В п. 13 прежней редакции было предусмотрено, что в состав комиссии по проведению предварительного отбора помимо должностных лиц органа по ведению реестра должны включаться уполномоченные представители общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, созданного в субъекте Российской Федерации, а также представители иных общественных организаций. Теперь же такой обязанности у органа по ведению реестра нет, но у него остается право включать таких представителей.<br> <br> 2. В п. 23, определяющего требования к участникам предварительного отбора, появилось новое важное требование:«наличие в штате участника предварительного отбора по месту основной работы не менее одного работника, ответственного за организацию производства работ по монтажу и пусконаладке технических устройств (систем вертикального транспорта) - лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов, пассажирских конвейеров, уровень квалификации которого соответствует уровню, установленному соответствующим профессиональным стандартом, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в случае проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предмету электронного аукциона, предусмотренному подпунктом «в» пункта 8 настоящего Положения».<br> <br> Речь в данном случае идет об оказании услуг и (или) выполнении работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (далее - ремонт (замена, модернизация) лифтов). Это положение позволяет обеспечить выполнение требований Постановления Правительства РФ от 24 июня 2017 г. № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов…», которое связывает статус квалифицированного персонала с соответствием его положениям профессиональных стандартов и независимой оценкой квалификации такого персонала.<br> <br> 3. Изменились положения, касающиеся оснований исключения из реестра квалифицированных подрядных организаций.<br> <br> П. 66 (пп. «ж») теперь позволяет исключить организацию из реестра в случае наличия у подрядной организации, включенной в реестр квалифицированных подрядчиков, контракта и (или) договора на оказание услуг и (или) выполнение работ, аналогичных предмету предварительного отбора, расторгнутого по решению суда или по требованию одной из сторон такого контракта и (или) договора в связи с существенными нарушениями подрядной организацией условий такого контракта и (или) договора, – в части соответствующего предмета электронного аукциона, в котором подрядная организация имеет право принять участие.<br> <br> Ранее срок, на протяжении которого учитывалась такая информация, ограничивался 3-летним периодом. Теперь же требования по отношению к участникам существенно ужесточились. Однако становится неясным, может ли в таком случае организация, исключенная из реестра, по прошествии времени в нем восстановиться?<br> <br> 4. Существенные изменения, актуальные для строительных организаций, внесены в п. 69. Так, если сведения об организации относительно начальной цены по аукционам, где такая организация может принять участие, изменились, то такая организация должна представить документы, «подтверждающие наличие за 3 года, предшествующих дате уведомления органа по ведению реестра о таком изменении, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных соответствующим предметам электронного аукциона, с предельным размером обязательств по договорам на оказание указанных аналогичных услуг и (или) выполнение указанных аналогичных работ на сумму не менее 10 процентов предельного размера обязательств по договорам строительного подряда, в соответствии с которыми такой подрядной организацией, как членом соответствующей саморегулируемой организации, внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств».<br> <br> 5. П. 70 и 70(1) изменяют функции комиссии (по строительным контрактам). Ранее при изменении информации в реестре орган по ведению этого реестра вносил информацию сам. Теперь же схема такая: орган по ведению реестра, получив такую информацию, направляет ее в комиссию, а уже после ее проверки вносит в реестр. Но это только по строительным контрактам. В отношении же всех остальных работ можно отметить увеличение срока внесения изменений (не 3 дня, а 5).<br> <br> 6. Применительно к лифтам изменился п. 78(1), касающийся возможности объединения закупок. Так, отныне заказчик при проведении капитального ремонта может объединять в один предмет закупки оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов, за исключением работ, предусмотренных подпунктом «е» пункта 8 Положения (выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов».<br> <br> Ранее можно было объединять в одну закупку оценку технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработку проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнение работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов, за исключением работ, предусмотренных подпунктом «е» пункта 8 Положения, и при условии, что работы по ремонту (замене, модернизации) лифтов не включают работы по ремонту лифтовых шахт.<br> <br> При этом немного изменилось и положение об экспертизе. Так, подрядная организация, с которой заключен договор о проведении капитального ремонта по результатам такой закупки, вправе приступить к выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов только после получения положительного заключения экспертизы (в т.ч. негосударственной) проектной документации на соответствующие виды работ, за исключением работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов. Ранее такая экспертиза должна была быть строго государственной. Действительно, ремонт лифтов и ранее исключался из данного порядка. Но, например, ремонт лифтовых шахт в данном случае не исключен, что расширяет возможности проведения экспертизы.<br> <br> 7. Изменение статуса представителей общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, созданного в субъекте Российской Федерации, а также представителей иных общественных организаций отразилось и на составе комиссии по закупкам: если ранее они должны были включаться в ее состав, то теперь это право (п. 81).<br> <br> 8. В лучшую сторону для добросовестных организаций изменились антидемпинговые меры при проведении закупок (п. 90): «Если при проведении электронного аукциона участником закупки, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта, предложена цена, которая на 20 (ранее было 25) и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, договор о проведении капитального ремонта заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора о проведении капитального ремонта в размере, превышающем в 2 (ранее – 1,5) раза размер обеспечения его исполнения, указанный в документации об электронном аукционе, но не менее чем в размере аванса (если договором о проведении капитального ремонта предусмотрена выплата аванса)». Снижение процентовки предусмотрено и для строительно-монтажных работ.<br> <br> 9. Сближение 615-го Постановления с контрактной системой проявляется в рецепции нормы об описании закупок. Появился новый пункт 135(1): «Заказчик при описании в документации об электронном аукционе объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) материалов и оборудования, работ, услуг, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемых материалов и оборудования, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии».<br> <br> 10. Изменилась редакция п. 152. Он предусматривает, что в случае если после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подана ни одна заявка, электронный аукцион признается несостоявшимся. Прежняя редакция предусматривала, что в этом случае заказчик объявляет о проведении нового электронного аукциона.<br> <br> Теперь положение о необходимости проведения нового электронного аукциона исключено. На деле это означает право заказчика объявить о проведении повторного электронного аукциона либо заключить договор о проведении капитального ремонта с единственной подрядной организацией.<br> <br> 11. Усилились позиции банков в закупках. Появился новый пункт 219(1): «Заказчик вправе предусмотреть в проекте договора о проведении капитального ремонта условие о банковском сопровождении договора о проведении капитального ремонта, предусматривающее обеспечение банком на основании договора, заключаемого с подрядной организацией и всеми привлекаемыми в ходе исполнения договора о проведении капитального ремонта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения договора о проведении капитального ремонта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов такого мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых заказчиком услуг и (или) работ (их результатов) условиям сопровождаемого договора о проведении капитального ремонта».<br> <br> 12. П. 220 дополняет основания для отказа заказчика от заключения договора. Так, если выяснилось, что победитель на этих домах уже осуществляет строительный контроль, то приниматься за другие работы (а именно - оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов; оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений) – он не должен. Можно сказать, что Правительство России стремится обеспечить независимость при выполнении данных работ. </p>

НКПРОМ
НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92
127410
Россия
Московская область
Москва
Алтуфьевское шоссе, д.43 стр. 2
8 (495) 795-73-92
Поделитесь в сети:

Подписка на новости


Новости по теме:

НКПРОМ
НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92
127410
Россия
Московская область
Москва
Алтуфьевское шоссе, д.43 стр. 2
8 (495) 795-73-92
nkprom@nkprom.ru