Ростехнадзор: Анализ аварий на лифтах в 2024 году(типовые нарушения).

Ростехнадзор

В 2024 году зарегистрировано 4 аварии на лифтах, в результате которых получили травмы 5 человек, 2 из них - смертельные.

 17.01.2024г. Екатеринбург. Многоквартирный дом. При движении кабины пассажирского лифта между 7-8 этажами, произошло срабатывание ловителей кабины, что повлекло резкий скачек кабины и ее остановку. Пострадавшая, находящаяся в кабине получила травму (неосложненный компрессионный перелом тела L1 позвонка) и была госпитализирована в больницу.

    Пассажирский лифт ПП-0501-32 (изготовлен ОАО «ЩЛЗ» в 1999 году).

    В ходе технического расследования причин аварии было установлено:

·     не соответствие зазора между рабочими поверхностями направляющих и верхними вкладышами башмаков противовеса, измеренное значение 5 мм, между рабочими поверхностями направляющих и нижними вкладышами башмаков противовеса 8 мм;

·     не соответствует горизонтальное расстояние между торцами направляющих кабины - измеренное 1054 мм на уровне 1 этажа.

·     Не соответствует горизонтальное расстояние между торцами направляющих противовеса – измеренное 795 мм на уровне 6, 7, 8, 9 этажей;

·     наличие зазубрин на рабочей поверхности, направляющих кабины по всей высоте шахты.

·     Причины возникновения, которых не представляется возможным определить ввиду длительной эксплуатации оборудования (24 года с даты ввода в эксплуатацию);

·     отсутствие у владельца лифта ТСН «Косарева 15» и в организации, производящей техническое обслуживание лифта ООО «МСП» руководства (инструкции) по эксплуатации лифта.

 14.07.2024г. Москва. ОАО «Торговый дом ЦУМ». Грузовой обычный лифт ПГ-291М, завод изготовитель - завод «Могилевлифтмаш», год изготовления - 1999 г., заводской номер - 800744 произошел сбой в работе грузового лифта, в результате чего лифт поднялся до верхнего перекрытия шахты и врезался в нее. В момент удара в лифте находилось 2 лифтера, которые получили травмы различной степени тяжести. Пострадавшие доставлены в медицинские учреждения г. Москвы. Оба пострадавших скончались.

    Грузовой лифт ПГ-291М (изготовлен ОАО «Могилевлифтмаш» в 1999 г.)

    В процессе движения кабины вверх, произошла потеря кинематической связи между венцом зубчатого колеса редуктора и его ступицей, что привело к неконтролируемому движению (разгону) кабины вверх. При достижении противовесом крайнего нижнего положения произошел удар противовеса о буфер, установленный в приямке, с последующим разрушением пола приямка, деформацией основания буфера и вдавливанием буфера в пол приямка шахты приблизительно на 300 мм. Кабина лифта по инерции продолжила движение вверх и ударилась в перекрытие шахты, вследствие чего произошла деформация купе кабины, находившиеся в ней лифтеры получили смертельные травмы.

    В ходе расследования установлено, что эксплуатация редуктора лебедки лифта в условиях недостатка смазочного материала привела к существенному увеличению температуры в зоне зацепления червячной пары и зубчатого венца колеса редуктора, что привело к появлению первичной трещины на зубчатом венце.

    При дальнейшей эксплуатации редуктора образовались вторичные трещины и ослабло крепление венца к ступице с последующим критическим разрушением венца, что привело к потере кинематической связи между зубчатым венцом колеса редуктора и его ступицей.

 09.10.2024г. Новосибирск. ООО «Новосибирский мелькомбинат № 1» грузчик на первом этаже трехэтажного здания заезжал на электрокаре (погрузчике) в кабину лифта грузового с проводником, после чего кабина начала движение вверх (двери шахты были открыты).   

    Пострадавший получил травмы несовместимые с жизнью в результате сдавливания.

Лифт грузовой с проводником г/п 3,2т., 0,5 м/мин, 3 остановки, изготовлен Свердловским лифтостроительным заводом в 1993 году, на учете в Сибирском управлении не стоит (в портале информация отсутствует).

    В связи с необходимостью проведения исследования и экспертизы лифта, получения заключения и иных документов, срок расследования причин аварии, продлен.

 30.11.2024г. Севастополь. Многоквартирный дом. Сбой в работе частотного преобразователя, привёл к штатному срабатыванию аварийной автоматики лифта с его последующей остановкой и открытием дверей для выпуска пассажиров из кабины лифта.

    Из-за неточной остановки кабины, пассажирка при выходе из лифта споткнулась и упала, получив при этом травмы.

    Лифт пассажирский, модель 2 HAS, изготовитель HKS HAS Asansor Kaucuk, Plastik, Metal San. ve Tic. Ltd.Sti, год изготовления 2022.

    Техническое расследование аварии не завершено.

    Предварительно выявлена неисправность частотного преобразователя.

    Окончательные выводы будут сделаны по результатам заключения о работоспособности частотного преобразователя.

    После завершения технических расследований аварий, произошедших на ООО «Новосибирский мелькомбинат № 1» и в многоквартирном доме г.Севастополя информация о причинах аварий будет направлена в адрес территориальных управлений дополнительно.

 Типовые нарушения, выявляемые при проведении проверок предприятий и организаций эксплуатирующих лифты, в том числе нарушения, являющиеся причинами аварий с пострадавшими:

 1. Отсутствуют руководства по эксплуатации лифтов содержащие указания по сборке, наладке, регулировке, порядок проведения испытаний и проверок, указания по использованию и меры по обеспечению безопасности лифтов в период эксплуатации, включая ввод в эксплуатацию, применение по назначению, техническое обслуживание, освидетельствование, осмотр, ремонт, испытания, а также перечень быстро изнашиваемых деталей, методов безопасной эвакуации людей из кабины, указания по выводу из эксплуатации перед утилизацией.

 2. Непроведение технического обслуживания, ремонта и осмотра лифтов в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации изготовителя.

 3. Не освещены помещения, в которых установлено оборудование лифтов (машинные помещения, подходы к ним, шахты лифтов) либо не обеспечивается достаточный уровень освещенности, в т.ч. на посадочных (погрузочных) площадках (перегорели эл. лампы освещения).

4. Неисправности устройств безопасности лифтов (несрабатывание ограничителей скорости кабины, не размыкание эл. цепей безопасности контактами контроля запирания дверей шахты, контроля закрытия створок дверей шахты, контактов контроля фартучного устройства, предотвращающих движение кабины лифта с открытой или незапертой дверями шахты).

 5. Привлечение и допуск к обслуживанию лифта персонала не обладающего соответствующей квалификацией, несоответствие квалификации работников требованиям профессиональных стандартов.

 6. Невыполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных при проведении оценки соответствия в ходе технического освидетельствования и обследования лифтов.

 7. Не обеспечено наличие средств для предотвращения травмирования обслуживающего персонала элементами лифтового оборудования (на лифтах демонтированы защитные кожухи с канатоведущих шкивов, доступные вращающиеся элементы не ограждены от случайного прикосновения).

 8. Не обеспечено наличие мер и (или) средств по обеспечению электробезопасности персонала при их воздействии на аппараты управления лифтом и (или) прикосновении к токопроводящим конструкциям лифта.

 9. На лифтах не действует ремонтная связь между машинным помещением и крышами кабин.

 10. На лифтах не работает двусторонняя переговорная связь между крышами кабин и местом нахождения обслуживающего персонала.

 11. На лифтах не срабатывает электрическое устройство, контролирующее срабатывание ограничителя скорости до достижения движущейся кабины скорости при которой происходит срабатывание ограничителя скорости.

 12. Не проведение в полном объеме ежесменного осмотра лифта лифтерами.

 13. Необеспечение электромехаников по лифтам технической документацией, необходимой для проведения работ по техническому обслуживанию лифтов.

 14. Отсутствие контроля со стороны ответственных специалистов за действиями персонала, участвующего в обслуживании и ремонте объектов.

 15. Не обеспечена недоступность для посторонних лиц оборудования лифтов, установленного в машинных, блочных помещениях, шкафах для размещения оборудования.

 16. Низкая производственная дисциплина в организации, осуществляющей обслуживание и ремонт лифтов.

Ростехнадзор: Анализ аварий на лифтах в 2024 году(типовые нарушения).

<p> <span style="font-size: 14pt;"><b>В 2024 году зарегистрировано 4 аварии на лифтах, в результате которых получили травмы 5 человек, 2 из них - смертельные.</b> </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">  17.01.2024г. Екатеринбург. Многоквартирный дом. При движении кабины пассажирского лифта между 7-8 этажами, произошло срабатывание ловителей кабины, что повлекло резкий скачек кабины и ее остановку. Пострадавшая, находящаяся в кабине получила травму (неосложненный компрессионный перелом тела L1 позвонка) и была госпитализирована в больницу.</span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">     Пассажирский лифт ПП-0501-32 (изготовлен ОАО «ЩЛЗ» в 1999 году). </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">     В ходе технического расследования причин аварии было установлено: </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;"> ·     не соответствие зазора между рабочими поверхностями направляющих и верхними вкладышами башмаков противовеса, измеренное значение 5 мм, между рабочими поверхностями направляющих и нижними вкладышами башмаков противовеса 8 мм; </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;"> ·     не соответствует горизонтальное расстояние между торцами направляющих кабины - измеренное 1054 мм на уровне 1 этажа. </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;"> ·     Не соответствует горизонтальное расстояние между торцами направляющих противовеса – измеренное 795 мм на уровне 6, 7, 8, 9 этажей; </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;"> ·     наличие зазубрин на рабочей поверхности, направляющих кабины по всей высоте шахты. </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;"> ·     Причины возникновения, которых не представляется возможным определить ввиду длительной эксплуатации оборудования (24 года с даты ввода в эксплуатацию); </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;"> ·     отсутствие у владельца лифта ТСН «Косарева 15» и в организации, производящей техническое обслуживание лифта ООО «МСП» руководства (инструкции) по эксплуатации лифта. </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">  </span><span style="font-size: 14pt;">14.07.2024г. Москва. ОАО «Торговый дом ЦУМ». Грузовой обычный лифт ПГ-291М, завод изготовитель - завод «Могилевлифтмаш», год изготовления - 1999 г., заводской номер - 800744 произошел сбой в работе грузового лифта, в результате чего лифт поднялся до верхнего перекрытия шахты и врезался в нее. В момент удара в лифте находилось 2 лифтера, которые получили травмы различной степени тяжести. Пострадавшие доставлены в медицинские учреждения г. Москвы. Оба пострадавших скончались.</span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">     Грузовой лифт ПГ-291М (изготовлен ОАО «Могилевлифтмаш» в 1999 г.) </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">     В процессе движения кабины вверх, произошла потеря кинематической связи между венцом зубчатого колеса редуктора и его ступицей, что привело к неконтролируемому движению (разгону) кабины вверх. При достижении противовесом крайнего нижнего положения произошел удар противовеса о буфер, установленный в приямке, с последующим разрушением пола приямка, деформацией основания буфера и вдавливанием буфера в пол приямка шахты приблизительно на 300 мм. Кабина лифта по инерции продолжила движение вверх и ударилась в перекрытие шахты, вследствие чего произошла деформация купе кабины, находившиеся в ней лифтеры получили смертельные травмы. </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">     В ходе расследования установлено, что эксплуатация редуктора лебедки лифта в условиях недостатка смазочного материала привела к существенному увеличению температуры в зоне зацепления червячной пары и зубчатого венца колеса редуктора, что привело к появлению первичной трещины на зубчатом венце. </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">     При дальнейшей эксплуатации редуктора образовались вторичные трещины и ослабло крепление венца к ступице с последующим критическим разрушением венца, что привело к потере кинематической связи между зубчатым венцом колеса редуктора и его ступицей. </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">  </span><span style="font-size: 14pt;">09.10.2024г. Новосибирск. ООО «Новосибирский мелькомбинат № 1» грузчик на первом этаже трехэтажного здания заезжал на электрокаре (погрузчике) в кабину лифта грузового с проводником, после чего кабина начала движение вверх (двери шахты были открыты).   </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">     Пострадавший получил травмы несовместимые с жизнью в результате сдавливания. </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;"> Лифт грузовой с проводником г/п 3,2т., 0,5 м/мин, 3 остановки, изготовлен Свердловским лифтостроительным заводом в 1993 году, на учете в Сибирском управлении не стоит (в портале информация отсутствует). </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">     В связи с необходимостью проведения исследования и экспертизы лифта, получения заключения и иных документов, срок расследования причин аварии, продлен. </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">  </span><span style="font-size: 14pt;">30.11.2024г. Севастополь. Многоквартирный дом. Сбой в работе частотного преобразователя, привёл к штатному срабатыванию аварийной автоматики лифта с его последующей остановкой и открытием дверей для выпуска пассажиров из кабины лифта.</span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">     Из-за неточной остановки кабины, пассажирка при выходе из лифта споткнулась и упала, получив при этом травмы. </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">     Лифт пассажирский, модель 2 HAS, изготовитель HKS HAS Asansor Kaucuk, Plastik, Metal San. ve Tic. Ltd.Sti, год изготовления 2022. </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">     Техническое расследование аварии не завершено. </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">     Предварительно выявлена неисправность частотного преобразователя. </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">     Окончательные выводы будут сделаны по результатам заключения о работоспособности частотного преобразователя. </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">     После завершения технических расследований аварий, произошедших на ООО «Новосибирский мелькомбинат № 1» и в многоквартирном доме г.Севастополя информация о причинах аварий будет направлена в адрес территориальных управлений дополнительно. </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;"> <b> </b></span><span style="font-size: 14pt;"><b>Типовые нарушения, выявляемые при проведении проверок предприятий и организаций эксплуатирующих лифты, в том числе нарушения, являющиеся причинами аварий с пострадавшими:</b></span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">  </span><span style="font-size: 14pt;">1. Отсутствуют руководства по эксплуатации лифтов содержащие указания по сборке, наладке, регулировке, порядок проведения испытаний и проверок, указания по использованию и меры по обеспечению безопасности лифтов в период эксплуатации, включая ввод в эксплуатацию, применение по назначению, техническое обслуживание, освидетельствование, осмотр, ремонт, испытания, а также перечень быстро изнашиваемых деталей, методов безопасной эвакуации людей из кабины, указания по выводу из эксплуатации перед утилизацией.</span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">  </span><span style="font-size: 14pt;">2. Непроведение технического обслуживания, ремонта и осмотра лифтов в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации изготовителя.</span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">  </span><span style="font-size: 14pt;">3. Не освещены помещения, в которых установлено оборудование лифтов (машинные помещения, подходы к ним, шахты лифтов) либо не обеспечивается достаточный уровень освещенности, в т.ч. на посадочных (погрузочных) площадках (перегорели эл. лампы освещения).</span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;"> 4. Неисправности устройств безопасности лифтов (несрабатывание ограничителей скорости кабины, не размыкание эл. цепей безопасности контактами контроля запирания дверей шахты, контроля закрытия створок дверей шахты, контактов контроля фартучного устройства, предотвращающих движение кабины лифта с открытой или незапертой дверями шахты). </span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">  </span><span style="font-size: 14pt;">5. Привлечение и допуск к обслуживанию лифта персонала не обладающего соответствующей квалификацией, несоответствие квалификации работников требованиям профессиональных стандартов.</span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">  </span><span style="font-size: 14pt;">6. Невыполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных при проведении оценки соответствия в ходе технического освидетельствования и обследования лифтов.</span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">  </span><span style="font-size: 14pt;">7. Не обеспечено наличие средств для предотвращения травмирования обслуживающего персонала элементами лифтового оборудования (на лифтах демонтированы защитные кожухи с канатоведущих шкивов, доступные вращающиеся элементы не ограждены от случайного прикосновения).</span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">  </span><span style="font-size: 14pt;">8. Не обеспечено наличие мер и (или) средств по обеспечению электробезопасности персонала при их воздействии на аппараты управления лифтом и (или) прикосновении к токопроводящим конструкциям лифта.</span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">  </span><span style="font-size: 14pt;">9. На лифтах не действует ремонтная связь между машинным помещением и крышами кабин.</span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">  </span><span style="font-size: 14pt;">10. На лифтах не работает двусторонняя переговорная связь между крышами кабин и местом нахождения обслуживающего персонала.</span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">  </span><span style="font-size: 14pt;">11. На лифтах не срабатывает электрическое устройство, контролирующее срабатывание ограничителя скорости до достижения движущейся кабины скорости при которой происходит срабатывание ограничителя скорости.</span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">  </span><span style="font-size: 14pt;">12. Не проведение в полном объеме ежесменного осмотра лифта лифтерами.</span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">  </span><span style="font-size: 14pt;">13. Необеспечение электромехаников по лифтам технической документацией, необходимой для проведения работ по техническому обслуживанию лифтов.</span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">  </span><span style="font-size: 14pt;">14. Отсутствие контроля со стороны ответственных специалистов за действиями персонала, участвующего в обслуживании и ремонте объектов.</span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">  </span><span style="font-size: 14pt;">15. Не обеспечена недоступность для посторонних лиц оборудования лифтов, установленного в машинных, блочных помещениях, шкафах для размещения оборудования.</span> </p> <span style="font-size: 14pt;"> </span> <p> <span style="font-size: 14pt;">  </span><span style="font-size: 14pt;">16. Низкая производственная дисциплина в организации, осуществляющей обслуживание и ремонт лифтов.</span> </p>

НКПРОМ
НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92
127410
Россия
Московская область
Москва
Алтуфьевское шоссе, д.43 стр. 2
8 (495) 795-73-92
Поделитесь в сети:


Новости по теме:

НКПРОМ
НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92
127410
Россия
Московская область
Москва
Алтуфьевское шоссе, д.43 стр. 2
8 (495) 795-73-92
nkprom@nkprom.ru