Контрольно-надзорная деятельности. Выступление генпрокурора И.В. Краснова на совещание Владимира Путина с членами Правительства.

Инфо для руководителей, специалистов

В.Путин: Хорошо. Спасибо большое.

Игорь Викторович Краснов, пожалуйста.

И.Краснов: Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники заседания!

В текущем году исполняется уже пять лет со дня вступления в силу закона, установившего новые принципы осуществления контрольно-надзорной деятельности. Его концептуальной идеей стал отказ от карательной модели в пользу профилактики нарушений. Однако в условиях, когда большинство контролирующих органов долгие годы считали мерилом работы именно количество проведенных проверок и сумму наложенных штрафов, решение этой задачи действительно было непростым.

Поэтому мы принципиально действуем в двух направлениях. Исходя из презумпции добросовестности бизнеса, осуществляем надзорное сопровождение реформы и на основе соответствующей правоприменительной практики вносим предложения о совершенствовании правового регулирования.

По Вашему, Владимир Владимирович, поручению мы на системной основе проводим мониторинг применения закона. По его результатам поддержаны наши инициативы, установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение закона о госконтроле, ограничены полномочия полиции на возбуждение уголовных дел с подменой функций контролирующих ведомств, в полной мере реализован режим правовой защиты резидентов территорий с преференциальными экономическими режимами, где плановые проверки на законодательном уровне заменены профилактическими визитами.

Здесь важно подчеркнуть, что многие из отмеченных инициатив основаны на понимании проблем и потребностей нашего бизнеса, что называется, изнутри. Прямой диалог прокуроров с представителями предпринимательского сообщества, по сути, не прекращается. Еженедельно с ними, с участием представителей публичной власти, банков, контролирующих органов, встречаются руководители региональных прокуратур. Не реже двух раз в год я провожу личный прием предпринимателей с выездом в регионы, встречаюсь с бизнесменами на полях Петербургского и Восточного экономических форумов. В целях повышения ответственности подчиненных полномочия о согласовании абсолютно всех проверок мною переданы с районного на уровень прокуратур субъектов.

Заметные для бизнеса результаты, безусловно, есть. Например, при рассмотрении проектов планов на текущий год прокурорами санкционировано проведение лишь 36 тысяч проверок из 137 тысяч предложенных, что в 12 раз меньше, чем в 2019, допандемийном году. Тогда было согласовано порядка полумиллиона предложений.

Примечательно, что 31 федеральный и все региональные органы контроля совокупно внесли предложений меньше, чем один Роспотребнадзор. При этом правовых оснований для внесения, тем более согласования значительного количества предложений данного ведомства заведомо не имелось. В результате отклонено 50 [тысяч] из 69 тысяч [предложений о включении в план проверок], некоторые из них просто абсурдные.

Например, управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай была [была] запланирована выездная проверка соблюдения в придорожном кафе санитарных требований, которые у нас предъявляются к домам престарелых и опасным производствам.

Официальные представители Роспотребнадзора нередко в публичном поле увязывают случаи массового отравления людей с невозможностью проведения проверок. Я уже об этом неоднократно говорил: никакой причинно-следственной связи здесь нет.

По всем таким фактам возбуждались уголовные дела, и расследование этих уголовных дел однозначно свидетельствует о своевременно не устраненных проявлениях коррупции, а также непрофессионализме и равнодушии чиновников. Поэтому даже круглосуточный тотальный контроль при таких обстоятельствах не может быть эффективным.

По нашим требованиям в соответствие с законом приведены ведомственные правовые акты Росаккредитации и Роскомнадзора, которые фактически позволяли проводить проверки под видом иных форм взаимодействия с хозяйствующими субъектами.

По аналогичным основаниям скорректированы и утверждены приказами Минтруда, Минобрнауки и Минкультуры и не отвечавшие установленным процедурам госконтроля порядки независимой оценки качества оказания услуг в сферах образования и культуры, а также социального обслуживания.

К числу других пресеченных прокурорами нарушений относится утрата актуальности ведомственных актов, осуществление контроля в отношении некатегорированных объектов, а также попытки расширения предмета проверок и выбор более обременительного для предпринимателя вида взаимодействия.

Аналогичная картина наблюдается и при согласовании внеплановых визитов. В прошлом году согласована лишь каждая третья заявка контролеров, что позволило предупредить незаконные проверки более 84 тысяч хозяйствующих субъектов. При этом количество предложений о согласовании внеплановых мероприятий увеличилось почти на треть, что в первую очередь вызвано возросшим в 2,5 раза числом индикаторов риска – со 187 до 468. С этим мы оперативно разобрались, и те из них, которые были установлены в регионах произвольно, по моему поручению уже отменены, а остальные скорректированы в защиту прав проверяемых.

Введенный Правительством в 2022 году запрет на определенные виды проверок, считаю, убедительно продемонстрировал, что общественная безопасность, качество товаров услуг, особенно в сферах с низким риском, вполне могут быть обеспечены и без постоянного взаимодействия контролирующих органов с бизнесом. И данная, в целом позитивная практика стала для нас весомым поводом для инициирования поддержанных Вами, Владимир Владимирович, предложений о законодательном закреплении ограничений на проверки после отмены моратория. Соответствующие положения включены в закон о госконтроле.

Так, в качестве основания для проведения внеплановых контрольных мероприятий предусмотрен непосредственный характер угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям и тяжесть его негативных последствий. Значительно расширена возможность применения профилактических визитов в качестве альтернативы плановым контрольным мероприятиям. При этом результаты таких визитов могут учитываться и при категорировании объектов.

Существенно повышена роль прокурорского фильтра контрольно-надзорной деятельности. Механизм согласования с прокурором расширен на внеплановые документарные проверки и контроль за исполнением ранее выданных предписаний как поводов для визита проверяющих предпринимателю.

Внедрен институт заключения соглашения между уполномоченным органом и хозяйствующим субъектом о надлежащем устранении выявленных нарушений. В целях повышения прозрачности и исключения коррупционных рисков эта процедура предусматривает согласование с прокурором.

В настоящее время для полноценной реализации данных законодательных новелл с нашим непосредственным участием происходит подготовка уполномоченными органами необходимых подзаконных актов.

Мы, безусловно, Владимир Владимирович, и впредь будем принимать все необходимые меры для формирования благоприятного делового климата, обеспечения баланса интересов бизнеса, государства и общества.

Благодарю за внимание. Большое спасибо.

Источник: kremlin.ru



                              

Контрольно-надзорная деятельности. Выступление генпрокурора И.В. Краснова на совещание Владимира Путина с членами Правительства.

<div> <span style="color: #0000ff;"><a href="http://www.kremlin.ru/events/president/news/72340">Из стенограммы:</a></span><a href="http://www.kremlin.ru/events/president/news/72340"> </a> </div> <p> В.Путин: Хорошо. Спасибо большое. </p> <p> Игорь Викторович Краснов, пожалуйста. </p> <p> И.Краснов: Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники заседания! </p> <p> В текущем году исполняется уже пять лет со дня вступления в силу закона, установившего новые принципы осуществления контрольно-надзорной деятельности. Его концептуальной идеей стал отказ от карательной модели в пользу профилактики нарушений. Однако в условиях, когда большинство контролирующих органов долгие годы считали мерилом работы именно количество проведенных проверок и сумму наложенных штрафов, решение этой задачи действительно было непростым. </p> <p> Поэтому мы принципиально действуем в двух направлениях. Исходя из презумпции добросовестности бизнеса, осуществляем надзорное сопровождение реформы и на основе соответствующей правоприменительной практики вносим предложения о совершенствовании правового регулирования. </p> <p> По Вашему, Владимир Владимирович, поручению мы на системной основе проводим мониторинг применения закона. По его результатам поддержаны наши инициативы, установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение закона о госконтроле, ограничены полномочия полиции на возбуждение уголовных дел с подменой функций контролирующих ведомств, в полной мере реализован режим правовой защиты резидентов территорий с преференциальными экономическими режимами, где плановые проверки на законодательном уровне заменены профилактическими визитами. </p> <p> Здесь важно подчеркнуть, что многие из отмеченных инициатив основаны на понимании проблем и потребностей нашего бизнеса, что называется, изнутри. Прямой диалог прокуроров с представителями предпринимательского сообщества, по сути, не прекращается. Еженедельно с ними, с участием представителей публичной власти, банков, контролирующих органов, встречаются руководители региональных прокуратур. Не реже двух раз в год я провожу личный прием предпринимателей с выездом в регионы, встречаюсь с бизнесменами на полях Петербургского и Восточного экономических форумов. В целях повышения ответственности подчиненных полномочия о согласовании абсолютно всех проверок мною переданы с районного на уровень прокуратур субъектов. </p> <p> Заметные для бизнеса результаты, безусловно, есть. Например, при рассмотрении проектов планов на текущий год прокурорами санкционировано проведение лишь 36 тысяч проверок из 137 тысяч предложенных, что в 12 раз меньше, чем в 2019, допандемийном году. Тогда было согласовано порядка полумиллиона предложений. </p> <p> Примечательно, что 31 федеральный и все региональные органы контроля совокупно внесли предложений меньше, чем один Роспотребнадзор. При этом правовых оснований для внесения, тем более согласования значительного количества предложений данного ведомства заведомо не имелось. В результате отклонено 50 [тысяч] из 69 тысяч [предложений о включении в план проверок], некоторые из них просто абсурдные. </p> <p> Например, управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай была [была] запланирована выездная проверка соблюдения в придорожном кафе санитарных требований, которые у нас предъявляются к домам престарелых и опасным производствам. </p> <p> Официальные представители Роспотребнадзора нередко в публичном поле увязывают случаи массового отравления людей с невозможностью проведения проверок. Я уже об этом неоднократно говорил: никакой причинно-следственной связи здесь нет. </p> <p> По всем таким фактам возбуждались уголовные дела, и расследование этих уголовных дел однозначно свидетельствует о своевременно не устраненных проявлениях коррупции, а также непрофессионализме и равнодушии чиновников. Поэтому даже круглосуточный тотальный контроль при таких обстоятельствах не может быть эффективным. </p> <p> По нашим требованиям в соответствие с законом приведены ведомственные правовые акты Росаккредитации и Роскомнадзора, которые фактически позволяли проводить проверки под видом иных форм взаимодействия с хозяйствующими субъектами. </p> <p> По аналогичным основаниям скорректированы и утверждены приказами Минтруда, Минобрнауки и Минкультуры и не отвечавшие установленным процедурам госконтроля порядки независимой оценки качества оказания услуг в сферах образования и культуры, а также социального обслуживания. </p> <p> К числу других пресеченных прокурорами нарушений относится утрата актуальности ведомственных актов, осуществление контроля в отношении некатегорированных объектов, а также попытки расширения предмета проверок и выбор более обременительного для предпринимателя вида взаимодействия. </p> <p> Аналогичная картина наблюдается и при согласовании внеплановых визитов. В прошлом году согласована лишь каждая третья заявка контролеров, что позволило предупредить незаконные проверки более 84 тысяч хозяйствующих субъектов. При этом количество предложений о согласовании внеплановых мероприятий увеличилось почти на треть, что в первую очередь вызвано возросшим в 2,5 раза числом индикаторов риска – со 187 до 468. С этим мы оперативно разобрались, и те из них, которые были установлены в регионах произвольно, по моему поручению уже отменены, а остальные скорректированы в защиту прав проверяемых. </p> <p> Введенный Правительством в 2022 году запрет на определенные виды проверок, считаю, убедительно продемонстрировал, что общественная безопасность, качество товаров услуг, особенно в сферах с низким риском, вполне могут быть обеспечены и без постоянного взаимодействия контролирующих органов с бизнесом. И данная, в целом позитивная практика стала для нас весомым поводом для инициирования поддержанных Вами, Владимир Владимирович, предложений о законодательном закреплении ограничений на проверки после отмены моратория. Соответствующие положения включены в закон о госконтроле. </p> <p> Так, в качестве основания для проведения внеплановых контрольных мероприятий предусмотрен непосредственный характер угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям и тяжесть его негативных последствий. Значительно расширена возможность применения профилактических визитов в качестве альтернативы плановым контрольным мероприятиям. При этом результаты таких визитов могут учитываться и при категорировании объектов. </p> <p> Существенно повышена роль прокурорского фильтра контрольно-надзорной деятельности. Механизм согласования с прокурором расширен на внеплановые документарные проверки и контроль за исполнением ранее выданных предписаний как поводов для визита проверяющих предпринимателю. </p> <p> Внедрен институт заключения соглашения между уполномоченным органом и хозяйствующим субъектом о надлежащем устранении выявленных нарушений. В целях повышения прозрачности и исключения коррупционных рисков эта процедура предусматривает согласование с прокурором. </p> <p> В настоящее время для полноценной реализации данных законодательных новелл с нашим непосредственным участием происходит подготовка уполномоченными органами необходимых подзаконных актов. </p> <p> Мы, безусловно, Владимир Владимирович, и впредь будем принимать все необходимые меры для формирования благоприятного делового климата, обеспечения баланса интересов бизнеса, государства и общества. </p> <p> Благодарю за внимание. Большое спасибо. </p> <p> Источник: <span style="color: #0000ff;"><a href="http://www.kremlin.ru/events/president/news/72340">kremlin.ru</a></span> </p> <br> <br> <div> <i>              <b><span style="font-size: 12pt;">                </span></b></i> </div> <br>

НКПРОМ
НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92
127410
Россия
Московская область
Москва
Алтуфьевское шоссе, д.43 стр. 2
8 (495) 795-73-92
Поделитесь в сети:


Новости по теме:

НКПРОМ
НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92
127410
Россия
Московская область
Москва
Алтуфьевское шоссе, д.43 стр. 2
8 (495) 795-73-92
nkprom@nkprom.ru